+7 (4862) 33-01-88
Наш адрес: г. Орел, ул. Маринченко, д 27
 
 
 
 
 
 

Профессиональный стандарт

     

    УТВЕРЖДЕН

    приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

    от "18" октября 2013 г. № 544н

     

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

    Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)

    (воспитатель, учитель)

    1

    Регистрационный номер

    I. Общие сведения

     

    Дошкольное образование

    Начальное общее образование

    Основное общее образование

    Среднее общее образование

     

     

     

    01.001

    (наименование вида профессиональной деятельности)

    Код

    Основная цель вида профессиональной деятельности:

    Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

    Группа занятий:

    2320

    Преподаватели в средней школе

    3320

    Персонал дошкольного воспитания и образования

    2340

    Преподаватели в системе специального образования

    3330

    Преподавательский персонал специального обучения

    3310

    Преподавательский персонал начального образования

     

     

    (код ОКЗ[1])

    (наименование)

    (код ОКЗ)

    (наименование)

    Отнесение к видам экономической деятельности:

    80.10.1.

    Услуги в области дошкольного и начального общего образования

    80.21.1.

    Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

    (код КВЭД[2])

    (наименование вида экономической деятельности)









    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

     

    Обобщенные трудовые функции

    Трудовые функции

    код

    наименование

    уровень квалификации

    наименование

    код

    уровень (подуровень) квалификации

    A

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

    образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    6

    Общепедагогическая функция. Обучение

    A/01.6

    6

    Воспитательная деятельность

    A/02.6

    6

    Развивающая деятельность

     

    A/03.6

    6

    B

     

     

     

     

     

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

    основных общеобразовательных программ

    5-6

    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

    B/01.5

    5

    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

    B/02.6

    6

    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    B/03.6

    6

    Модуль «Предметное обучение. Математика»

    B/04.6

    6

    Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

    B/05.6

    6

     




    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция

    Наименование

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

    образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Код

    А

    Уровень квалификации

    6

     

    Происхождение обобщенной трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

     

    Возможные наименования должностей

    Учитель,

    Воспитатель

     

    Требования к образованию и обучению

    Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

    Требования к опыту практической работы

    Требования к опыту практической работы не предъявляются

    Особые условия допуска к работе

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

    Дополнительные характеристики

    Наименование документа

    Код

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    ОКЗ

    2320

    Преподаватели в средней школе

    2340

    Преподаватели в системе специального образования

    3310

    Преподавательский персонал начального образования

    3320

    Персонал дошкольного воспитания и образования

    3330

    Преподавательский персонал специального обучения

    ЕКС[3]

    -

    Учитель

    Воспитатель

    ОКСО[4]

    050000

    Образование и педагогика













     

    3.1.1. Трудовая функция

    Наименование

    Общепедагогическая функция. Обучение

    Код

    A/01.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

    Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

    Планирование и проведение учебных занятий

    Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

    Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

    Формирование универсальных учебных действий

    Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

    Формирование мотивации к обучению

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Необходимые умения

    Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

    Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Владеть ИКТ-компетентностями:

    общепользовательская ИКТ-компетентность;

    общепедагогическая ИКТ-компетентность;

    предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

    Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

    Необходимые знания

    Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

    Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

    Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

    Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

    Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

    Конвенция о правах ребенка

    Трудовое законодательство

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












    3.1.2. Трудовая функция

    Наименование

    Воспитательная деятельность

    Код

    A/02.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

    Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

    Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

    Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

    Проектирование и реализация воспитательных программ

    Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

    Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

    Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

    Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

    Необходимые умения

    Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

    Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

    Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

    Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

    Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

    Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

    Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

    Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

    Необходимые знания

    Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

    Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

    Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

    Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

    3.1.3. Трудовая функция

    Наименование

    Развивающая деятельность

    Код

    A/03.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

     

    Трудовые действия

    Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

    Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

    Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

    Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

    Оказание адресной помощи обучающимся

    Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

    Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

    Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

    Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

    Необходимые умения

    Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

    Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

    Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

    Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

    Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

    Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

    Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

    Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

    Формировать детско-взрослые сообщества

    Необходимые знания

    Педагогические закономерности организации образовательного процесса

    Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

    Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

    Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

    Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

    Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

    Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

     

     

    3.2. Обобщенная трудовая функция

     

    Наименование

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

    основных общеобразовательных программ

    Код

    B

    Уровень квалификации

    5 – 6

     

    Происхождение обобщенной трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Возможные наименования должностей

    Учитель,

    Воспитатель

     

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

    Требования к опыту практической работы

    Требования к опыту практической работы не предъявляются

    Особые условия допуска к работе

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

    имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

    Дополнительные характеристики

    Наименование документа

    Код

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    ОКЗ

    2320

    Преподаватели в средней школе

    2340

    Преподаватели в системе специального образования

    3310

    Преподавательский персонал начального образования

    3320

    Персонал дошкольного воспитания и образования

    3330

    Преподавательский персонал специального обучения

    ЕКС

    -

    Учитель

    Воспитатель

    ОКСО

    050000

    Образование и педагогика














     

    3.2.1. Трудовая функция

    Наименование

    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

    Код

    B/01.5

    Уровень (подуровень) квалификации

    5

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

    Формирование психологической готовности к школьному обучению

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

    Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    Необходимые умения

    Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

    Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

    Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

    Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

    Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

    Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    Необходимые знания

    Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

    Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

    Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

    Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

    Современные тенденции развития дошкольного образования

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

    3.2.2. Трудовая функция

    Наименование

    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

    Код

    B/02.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

    Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

    Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

    Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

    Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

    Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

    Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

    Необходимые умения

    Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

    Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

    Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

    Необходимые знания

    Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

    Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

    Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

    Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

    Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

    3.2.3. Трудовая функция

    Наименование

    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    Код

    B/03.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

    Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

    Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

    Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

    Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения

    Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения

    Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

    Необходимые умения

    Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

    Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения

    Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой

    Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение

    Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую

    Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности

    Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе

    Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)

    Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования

    Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

    Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

    Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками

    Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

    Необходимые знания

    Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)

    Программы и учебники по преподаваемому предмету

    Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности

    Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

    Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

    Основы экологии, экономики, социологии

    Правила внутреннего распорядка

    Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

    3.2.4. Трудовая функция

    Наименование

    Модуль «Предметное обучение. Математика»

    Код

    B/04.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

    Трудовые действия

    Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность

    Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств

    Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики

    Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)

    Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример

    Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий

    Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)

    Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики

    Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно

    Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам

    Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.

    Развитие инициативы обучающихся по использованию математики

    Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации

    Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов

    Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях

    Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся

    Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий

    Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики

    Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания

    Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных

    Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения

    Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности

    Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения

    Необходимые умения

    Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

    Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения

    Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи

    Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)

    Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации

    Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом

    Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)

    Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях

    Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.

    Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала

    Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

    визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;

    вычислений – численных и символьных;

    обработки данных (статистики);

    экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)

    Квалифицированно набирать математический текст

    Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся

    Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов

    Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)

    Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры

    Необходимые знания

    Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики

    Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений

    Теория и методика преподавания математики

    Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     

    3.2.5. Трудовая функция

    Наименование

    Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

    Код

    B/05.6

    Уровень (подуровень) квалификации

    6

     

    Происхождение трудовой функции

    Оригинал

    X

    Заимствовано из оригинала

     

     

     

     

    Код оригинала

    Регистрационный номер

    профессионального стандарта

     

     

    Трудовые действия

    Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации

    Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»

    Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)

    Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций

    Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции

    Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате

    Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства

    Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.

    Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся

    Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов

    Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)

    Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка

    Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав

    Необходимые умения

    Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному

    Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы

    Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона

    Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся

    Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики

    Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека

    Необходимые знания

    Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики

    Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений

    Теория и методика преподавания русского языка

    Контекстная языковая норма

    Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды

    Другие характеристики

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики












     



    IV. Сведения об организациях-разработчиках

    профессионального стандарта

    4.1. Ответственная организация – разработчик

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

     

     

    Ректор Рубцов Виталий Владимирович

     

     

     

     

     

     

    4.2. Наименования организаций – разработчиков

    1

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109

     


    [1] Общероссийский классификатор занятий.

    [2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

    [3] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).

    [4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.


    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Структура и органы управления образовательной организацией
           
    Документы
           
    Образование
           
    Образовательные стандарты
           
    Руководство.Педагогический (научно-педагогический ) состав.
           
    Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
           
    Платные образовательные услуги
           
    Финансово-хозяйственная деятельность
           
    Вакантные места для приема (перевода)
           
    Наши достижения
           
    Полезные ссылки
           
    Прием детей в дошкольную образовательную организацию
           
    Профилактика инфекционных заболеваний
           
    Консультативный пункт