Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Певицы советской эстрады 60 70. Самые любимые советские певицы

Общеизвестно, что появление на Западе таких групп, как « Битлз», « Роллинг стоунз», «Скорпионс» оказало огромное влияние как на мировую, так и на отечественную эстрадную музыкальную культуру. Разница заключается в том, что западные группы, начиная свою карьеру, пускались в свободное плавание, выбирая себе студии звукозаписи, которые наиболее их устраивали. В СССР дело обстояло гораздо сложнее. Легендарный русский рок берет свое начало в конце 60- начале 70 годов и становится почти главенствующим направлением. Практически в каждой школе, как в больших, так маленьких городах, есть своя рок- группа или вокально- инструментальный ансамбль (далее ВИА). Наиболее талантливые из ребят получают хорошее музыкальное образование и мечтают начать профессиональную карьеру. Вот тут - то и начинаются сложности. Дело в том, что официальные ВИА имеют возможность записывать диски на студии - монополисте « Мелодия», выступать с концертами, участвовать в телепрограммах. Но они не имеет права исполнять собственные песни, если не являются членами Союза композиторов. Рок - группы поют все, что им вздумается, но не получают площадок для выступлений и вынуждены выпускать свою музыку, как самиздат, давать концерты на квартирах и в отдаленных от городов провинциальных клубах. Через это прошли такие известные рок - группы, как « Машина времени», « Славяне», « Скифы», « Скоморохи». Цензура была строжайшей. Можно было запросто угодить под статью, за несанкционированные концерты. Не взирая ни на что, музыкальные группы в это непростое для отечественной музыки время, растут, как грибы. Появляются такие поистине замечательные коллективы - как «Самоцветы», «Ариэль», «Веселые ребята», «Цветы», «Земляне» и др.. Удивительны лирические композиции этих групп: они просты и вместе с тем пронзительно - мелодичны. Неудивительно, что их любят и помнят до сих пор. Так и существуют параллельно в 70 -е годы ВИА и рок - команды, участники которых частенько перебегают из одного лагеря в другой и обратно. 80-е годы знамениты тем, что в это время в Ленинграде появляется 1 рок - клуб и даже начинают проводиться настоящие рок - фестивали. Цель этих мероприятий - некое упорядочение рок - движения, временами действительно выходящего из под контроля. Появляется телепередача «Музыкальный ринг», в которой позволено выступать некоторым рок - группам. Накатывает вторая мощная волна русского рока: буквально взрывают рок-олимп группы « Кино», « Алиса» и др. Стиль их исполнения определяется как «нью - вэй». «Агата Кристи» начинает играть свою знаменитую психоделическую музыку. На пике популярности - «Наутилус Помпилиус» и «Зоопарк». Время идет, порядки в стране меняются. Рок - музыкантам даже удается принять участие в съемках фильмов, кстати, очень неплохих и ставших впоследствии культовыми (« Игла», «Асса», « Взломщик»). Отдельные ВИА и рок - группы до сих пор успешно выступают, собирают большие залы. Исполняют они и новые композиции, талантливые и профессиональные. Но почему - то неистовый восторг зрителей вызывают уже миллион раз прослушанные песни. Создается впечатление, что все самое лучшее музыканты создали именно в советское время.

Восьмидесятые для российского шоу-бизнеса весьма интересный период. Советские устои постепенно прекращали действие, на сцену попадали неординарные и талантливые юноши - певцы 80-х, русские. Список их можно продолжать практически до бесконечности. Интересно и то, что на одной сцене нередко встречались настоящие мэтры и представители новой эстрады. Также в эти года произошел расцвет рок-культуры, которая до этого находилась в жестких рамках.

Легенды сцены

Родоначальниками современной эстрады стали певцы 70-80-х (русские). Список их включает всем известные фамилии:

  1. Владимир Пресняков (старший) в конце 70-х делал головокружительную карьеру в группе «Самоцветы». В 1987 году покинул большую сцену, чтобы помочь сыну сделать первые шаги в шоу-бизнесе.
  2. В 80-х Валерий Леонтьев одевался более скромно, но он уже был знаменит благодаря сотрудничеству с Раймондом Паулсом. По итогам десятилетия продажи звуконосителей Валерия побили все рекорды.
  3. Пиком карьеры Льва Лещенко стало закрытие Олимпиады в Москве. Не многие певцы 80-х (русские), список которых почти безграничен, могут похвастаться такой честью.

В этот же список можно включить и других достойных исполнителей того времени. Иосиф Давыдович Кобзон, например, к восьмидесятым уже стал преподавателем вокала и выпускал грампластинки с записями ретро-песен, но пик его карьеры пришелся на семидесятые годы.

Забытые исполнители

Некоторые певцы 80-х русские, список которых будет приведен ниже, сейчас необоснованно забыты:

  1. В конце восьмидесятых СССР потрясла группа, в которой выступал воспитанник детдома - Юрий Шатунов. Его соратник Андрей Разин грамотно продвигал проект, используя слухи, двойников и другие приемы. Спустя много лет Юрий так и не смог повторить былой успех.
  2. Виктор Салтыков в восьмидесятых выступал в составе группы «Электроклуб», но знают его чаще как отца Ирины Салтыковой.
  3. Сергей Минаев стал родоначальником дискотек и клубного движения, сегодня о нем мало кто вспомнит.

Забвению эти исполнители были преданы лишь из-за быстро изменяющейся эстрады того времени. Такой участи не ожидали певцы 80-х русские. Список забытых звезд 90-х будет значительно больше, так как многие тогда исполняли один хит и исчезали. Сейчас звезды 80-х и 90-х нередко выступают на сборных ностальгических концертах, посвященных тому времени.

Представители рок-клубов

Не все забыты певцы 80-х (русские). Список мужчин, которые выступали в жанре рок-музыки, состоит только из культовых личностей, которые до сих пор активны на сцене:

  1. Владимир Кузьмин начал карьеру в конце 70-х в группе «Карнавал», но пика популярности достиг в 80-х с коллективом «Динамик». Его начали узнавать в каждом доме в 1986 году, когда он выступал в дуэте с Аллой Пугачевой. В 2017 году он представил альбом «Рокер-3. Закрытие сезона».
  2. Валерий Кипелов начал карьеру в коллективе «Лейся песня» в 1980 году. Когда коллектив не сдал государственную программу и закрылся, его пригласили в группу «Ария». С 1985 года он выступал именно в ней. В 2017 году выступал на «Нашествии» уже с собственной группой «Кипелов», которая была создана в 2002 году, когда Валерий покинул прежний коллектив из-за разногласий.
  3. Юрий Шевчук стал известен благодаря своим хитам «Дождь», «Осень», «Это все...». С 1980 года он лидер группы «ДДТ». Отличается оппозиционными взглядами, не принимает ни одну власть. В 2017 году стал хэд-лайнером фестиваля «Нашествие», выступал 2.5 часа и был отлично принят публикой.
  4. Необычным феноменом для эстрады стали следующие певцы 80-90 х. Список «Русские культовые рокеры 80-х» замыкают сразу два исполнителя: братья Самойловы - Вадим и Глеб. Не так давно их творческий путь разошелся, Глеб стал лидером группы Matrixx и в 2017 году порадует публику новым альбомом, а Вадим полпредом Президента. Он регулярно выступает на российских площадках, участвовал в концертах в Сирии и на Донбассе. В свве время Саймоловы выступали в стиле «рок-декаданс», чем и отличаются от перечисленных выше.

Восьмидесятые стали золотым веком для русского рока. Большинство кумиров даже современных поклонников этого жанра пошли именно с этого периода. В список певцов можно включить Гребенщикова, Шклярского, Макаревича, Кинчева и многих других.

Погибшие таланты

Перечисленные списки нельзя считать полными, так как в них нет двух фамилий - Цой и Тальков. Вероятно, эти певцы были бы популярнее других, ведь сейчас их песни вспоминают с особой теплотой. Для многих поклонников их творчества является огорчением тот факт, что оба исполнителя трагически погибли в расцвете своей карьеры. Виктор Цой погиб в автокатастрофе, а Игоря Талькова застрелили за кулисами концертного зала в начале девяностых.

Цой был известен как вестник перестройки. Его песни для многих стали знаковыми, действительно молодежь СССР хотела «перемен». Игорь Тальков был также певцом перестройки, его песни звучали во время путча ГКЧП. Они были более лиричные, чем у Виктора. Наиболее известными песнями Талькова являются «Чистые пруды» и «Я вернусь».

Советские звезды эстрады сильно отличались от нынешних. Они обходились без лимузинов и райдеров, новые альбомы появлялись заметно реже, зато внимания поклонников им доставалось даже больше, чем сейчас. Рассказываем о самых народных и любимых певицах СССР.

Лидия Русланова

Карьера самой знаменитой в СССР исполнительницы русских народных песен началась в неудачное для этого время – в разгар Гражданской войны. Впервые на сцену Русланова вышла в мае 1917 года, а потом давала огромное количество концертов перед разными частями Красной Армии на Юге и Западе бывшей Российской империи. В 1921 году она вместе со своим вторым мужем перебралась в Москву.


Изысканная столичная публика, однако, не сразу приняла певицу. В двадцатые Русланова выступала в основном в провинции, многократно бывая на Дону. Все же удивительный голос и очень душевная интонация, с которой она исполняла песни, постепенно пробили ей дорогу. По-настоящему слава к ней пришла после знакомства с Михаилом Гаркави. Очень популярный конферансье стал не только ее мужем и партнером, но еще и своеобразным продюсером. Он договаривался о концертах, выбивал запись грампластинок, обеспечивал обсуждение в прессе.
Специальной статистики не велось, но, если судить по воспоминаниям современников, Русланова в тридцатых годах была одной из самых востребованных певиц. Огромные тиражи пластинок, радио, концерты в самых удаленных уголках страны. Даже арест в 1948 году вместе уже с четвертым мужем, генералом Крюковым, не уменьшил всенародную любовь. Сразу после смерти Сталина ее выпустили и уже через месяц она дала несколько концертов, которые сопровождались бешеным ажиотажем.

Клавдия Шульженко



Шульженко шла к славе долго, упорно и последовательно. В молодости она мечтала о театре, но в родном Харькове получала только небольшие роли. Зато все отмечали, что она чудесно поет. Тогда в 1928 году певица уезжает в Ленинград. Там ее принимают в Ленгосэстраду, которая после войны стала Ленконцертом, выступает солисткой джаз-оркестра Скоморовского – второго джазового коллектива в Питере и вообще в стране после утесовского «Теа-Джаза».
Шульженко не стала знаменитой сразу, только в 1936 году появились ее первые записи, но уже к концу тридцатых она буквально влюбила в себя ленинградскую публику, а благодаря пластинкам и гастролям стала известной по всему Союзу. Вокалистка даже решилась, как бы сказали сейчас, на сольную карьеру и вместе с мужем создала в 1940 году свой джазовый оркестр. А потом началась война.
Практически всю войну Шульженко выступала в войсках. Только за первый год блокады она дала около 500 концертов на передовой. Именно во время такого выступления к ней подошел молодой лейтенант и предложил свой вариант песни «Синий платочек». Благодаря ей и другим своим фронтовым песням певица стала настоящей мегазвездой советской эстрады: пластинки выпускались миллионными тиражами, ее приглашали выступать по всей стране, а песни многократно использовались в фильмах.

Эдита Пьеха



В середине пятидесятых Пьеха совершила маленькую революции на советской эстраде. До этого певицы на сцене предпочитали стоять, почти не двигаясь. Девушка из Польши, которая приехала в Ленинград учиться, вела себя у микрофона словно звезда наглухо запрещенных и «идеологически вредных кафешантанов». Для советской публики было настоящим шоком, когда вокалистка снимала микрофон со стойки, спускалась в зал и разговаривала с публикой.


Первое же выступление Пьехи с ансамблем Броневицкого в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год произвело фурор в Ленинграде. Предложения о концертах просто посыпались как из рога изобилия. Певице даже пришлось перевестись на заочное обучение. Но все это касалось в основном Северной Пальмиры и окрестностей, всесоюзная известность пришла после Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Он стал толчком для многих звезд СССР в шестидесятых, а сама Пьеха вместе с ансамблем, который к тому времени получил название «Дружба», завоевали золотую медаль.
Популярность Пьехи была настолько большой, что многие советские граждане вдруг решили изучать язык ее родины – долгое время половина ее песен была на польском языке, а сама она пела с небольшим акцентом, только добавляло ей привлекательности. Со временем она получила советское гражданство, в репертуаре появилось много официозных песен, а то, что казалось революционным, устарело. Но все равно эпоха Пьехи продлилась почти до середины семидесятых.

Людмила Зыкина



Сейчас сложно это представить, но на сцену Зыкину привела случайность. Москвичка, выросшая в простой и небогатой семье, любила петь, но считала, что даже приблизиться к миру творчества для нее нереально. Вместо этого она работала на заводе, в булочной, пошивочной мастерской, пока подружки не уговорили ее пойти на прослушивание в хор имени Пятницкого. Несмотря на огромный конкурс, в 1947 году ее взяли в этот прославленный коллектив.
Без музыкального образования на первых порах ей пришлось чрезвычайно сложно. В ее биографии того периода много учебы, пропавший после смерти матери голос, долгий путь в солистки. Впервые ее действительно заметили в 1957 году во время того самого московского молодежного фестиваля, где она стала лауреатом. А взлет на вершину популярности начался в 1960 году, когда она выиграла Всероссийский конкурс артистов эстрады и перешла в Москонцерт.


В СССР не было хит-парадов, поэтому сложно сказать масштабы популярности Зыкиной. Она была обласкана официальной властью, заслуженной артисткой РСФСР стала в 34 года, получала государственные награды и премии. Но стоит отметить, что в шестидесятые и семидесятые певица очень активно гастролировала по СССР и Европе и каждый раз собирала полные залы. Только разнарядкой Фурцевой, с которой Зыкина дружила, такого добиться было нельзя.

Майя Кристалинская



Блестящую звезду шестидесятых помнят и сегодня, а песни, которым она дала путевку в жизнь, и сейчас звучат в различных вариантах. Кристалинская, как и Пьеха – это редкий случай того, как смогли выстрелить девушки из самодеятельности. Конечно, в СССР многие музыканты приходили оттуда, но все же обычно, перед тем как стать популярными исполнителями, они закалялись и огранялись в профессиональных коллективах.


Кристалинская же пришла на эстраду прямо из конструкторского бюро. Начинающий тогда композитор Юрий Саульский пригласил ее в свой оркестр для участия в Фестивале молодежи и студентов. Выступление оказалось настолько ярким, что они стали лауреатами и, самое главное, очень понравились публике. Потом их программу просто растоптали в прессе, ансамбль попал в черные списки, но певица уже поверила в себя и свою звезду. В 1958 году ей организовали настоящее турне по Закавказью, которое прошло с небывалым успехом, и она с головой окунулась в советский шоу-бизнес.
К сожалению, судьба Кристалинской сложилась трагически. Она смогла победить рак и вернуться на сцену, но победить запрет чиновников от искусства не смогла. В начале ее концерты проходили с аншлагами, по радио крутили песни, которые сразу становились хитами, «Мелодия» тут же выпускала их отдельными синглами, голос звучал в фильмах. Но в какой-то момент ее запретили показывать по телевидению, потом стало практически невозможно получить разрешение на концерт в крупных городах, в результате ей пришлось ездить с выступлениями по селам.

Анна Герман



Гражданка Польши, потомок русских немцев и голландцев, которая стала одной из самых ярких советских звезд, безусловно привлекает внимание. Тем более что в ее биографии нашлось место и настоящей любви, и трагедии. Достаточно сказать, что свой путь к славе ей пришлось начинать дважды. Сначала в 1963 году после второго места на польском фестивале в Сопоте, а потом в 1970 году после автокатастрофы, трех лет лечения и реабилитации. А в 1972 году она снова вернулась к гастролям и в Москве впервые записала песню на русском языке, которая моментально превратила певицу в любимицу всех в СССР.
«Надежда» Пахмутовой и Добронравова стала чуть ли не главным хитом семидесятых, а мелодия и стихи остаются одними из самых узнаваемых и сейчас. Первой ее спела Эдита Пьеха, выступал с ней Магомаев и многие другие вокалисты, но именно исполнение Герман стало каноническим. Потом было еще несколько хитов («Когда цвели сады», «Эхо любви», «Белая черемуха»), которые выдвинули ее на первые роли на советской эстраде.


В Советском союзе Герман устроила по сути два больших тура, которые проходили по два года каждый, выпускала пластинки с миллионными тиражами, выступала на самых лучших площадках с полными аншлагами. Например, на концерт во Дворце Съезда пришло шесть тысяч человек. К сожалению, в конце семидесятых у нее обнаружили рак. Победить болезнь в этот раз она не смогла.

Валентина Толкунова



Изначально Толкунова шла по стандартному пути советского профессионального музыканта. Училась в Институте культуры в Москве, прошла конкурс в оркестр Саульского, который стал ее первым мужем, параллельно закончила училище имени Гнесиных. Впереди было много гастролей и постепенное завоевание своего места на эстраде. Если бы не два фактора: появление телевидения и внимание поэта Льва Ошанина.
Ошанин увидел певицу во время одного из выступлений и попросил ее исполнить лирическую песню «Ах, Наташа» на его творческом вечере, который показывали по центральному ТВ. Толкунову, которую почти никто в зале не знал, дважды вызывали на бис. В запись это не попало, но все равно на следующей день после эфира она проснулась звездой.
Тогда перед Толкуновай буквально распахнулись все двери. Ее регулярно стали приглашать на «Песню года», правительственные концерты, доверили петь прощальную песню Московской Олимпиады. Зрители сразу прозвали ее «Серебренным голосом России», а маститые композиторы засыпали потенциальными хитами. Певица записала всего около 500 песен, многие из которых пела вся страна.

Алла Пугачева



Будущая Примадонна ушла в музыку и поступила в музыкальное училище после восьмого класса в 1964 году. А в шестнадцать лет уехала на первые гастроли, в семнадцать познакомилась с Владимиром Шаинским и начала формировать свой песенный репертуар. Тогда она по манере исполнения и интонации немного напоминала Кристалинскую. После училища дирижер хора выбрала путь вокалиста, выступала, мелькала на ТВ, радио, ненадолго уехала в Липецк, поменяла несколько мест работы и ансамблей.
Переломным для нее стал 1974 год и участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, когда ей после скандала все-таки дали третью премию. Это было в общем-то профессиональное мероприятие и обычные зрители его почти не заметили, но на Пугачеву обратил внимание Павел Слободкин, который позвал ее в ВИА «Веселые ребята». Там она сначала вообще подпевала за кулисами, но затем получила свои песни. И в этот момент на самом высоком уровне было принято решение послать ее на фестиваль «Золотой Орфей». Оттуда она вернулась с триумфом.
Грянуло сразу после возвращения из Болгарии, когда через месяц фестиваль показали по ТВ. Она ехала с двумя композициями, «Арлекино» и «Ты снишься мне», фирма «Мелодия» к ним добавила «Посидим, поокаем» и выпустила миньон. Общий тираж составил 14 миллионов. Сумасшедшая цифра даже по меркам Советского союза.


Пугачеву с восторгом принимали везде в СССР, странах социалистического блока, она выполнила своеобразный гроссмейстерский норматив советского шоу-бизнеса – с успехом провела сольный концерт в Лужниках. А в 1979 году она подготовила программу «Женщина, которая поет» и пробила съемки одноименного фильма, который в результате собрал почти 55 миллионов зрителей.

София Ротару



В СССР обыватели любили сравнивать Пугачеву и Ротару, ходили слухи о жуткой ревности между этими двумя певицами. Как бы там ни было на самом деле, свой путь к славе Ротару начала чуть раньше, да и первые результаты, казалось бы, появились тогда, когда Пугачева пока еще искала себя.
Если говорить о всесоюзной любви, то тут все сложнее. Долгое время Ротару позиционировала себя как исполнительница украинских и молдавских народных песен. Советские власти любовно культивировали это направление, но популярность среди широких масс к тому времени снизилась.


Первый переворот произошел в 1971 году после встречи Ротару с композитором Владимиром Ивасюком, который предложил ей исполнить песню, ставшую ее визитной карточкой – «Червона Рута». Тогда-то и начался ее фолк-поп период, как его назовут позднее. Открыв по сути этот жанр для советской публики, она вышла на всесоюзный уровень. Как в таких случаях говорят, карьера развивалась поступательно. И в этот момент на эстраде «началась Пугачева».
В принципе, какой-то другой исполнитель удовлетворился и тем, что имеет. В конце концов, девочка, выросшая в небольшом селе, входила в пул лучших советских исполнителей. Но только не Ротару. Или не ее муж, который руководил стратегией.
Постепенно она сократила в своем репертуаре народные песни, а в конце восьмидесятых и вовсе ушла в эксперименты с жанрами. Началось это еще с песни «Родина моя» в 1977 году, но особенно ярко это проявилось в восьмидесятых, когда Ротару вслед за Пугачевой поучаствовала в создании двух музыкальных фильмов: «Где ты любовь» (1980) и полубиографичный «Душа» (1981), где она вместе с «Машиной времени» исполняла песни Макаревича. Это практически сразу позволило ей разделить с Пугачевой всенародную любовь.

Лайма Вайкуле



Пока две примы советской эстрады выясняли отношения и экспериментировали, на сцене неожиданно зажглась еще одна звезда. История Лаймы Вайкуле больше всего напоминает историю о Золушке. До сих пор только неизвестно, кто стал для малоизвестной 31-летней певицы из варьете «Юрас перле» в Юрмале принцем или феей-крестной. В самой распространенной версии считается, что волшебную палочку держал в руках поэт-песенник Илья Резник.


В тот момент он с композитором Раймондом Паулсом разошелся с Аллой Пугачевой в творческих вопросах, и они решили найти новое приложение своим талантам. Они нашли Вайкуле, которую Паулс знал еще с начала семидесятых, подготовили ей репертуар и помогли попасть на ТВ. В тот момент идеологический пресс заметно ослаб и это сделать было намного проще. Сначала с песней «Костер» она засветилась в «Песне года», а потом в 1987 году попала на запись авторского вечера Паулса, где исполнила «Еще не вечер».
Композиция, которая была написана очень давно и от нее отказались к тому времени многие певицы во главе с самой Пугачевой, моментально сделала Вайкуле очень популярной, последовало несколько очень громких туров, вышла пластинка. Неизвестно как бы дальше развивалась ее карьера, но к тому времени началась перестройка, СССР затрещал по швам, а вместе с ним закончилась эра советской эстрады.

Певцы 80-х русские, список которых является предметом настоящего обзора, внесли весомый вклад в развитие советской и российской эстрады: их песни вошли в золотой фонд отечественной музыки. Многие из них до сих пор пользуются популярностью у современного зрителя, несмотря на смену музыкальных стилей и направлений. Так же как и западноевропейские артисты, они пробовали себя в самых различных жанрах и стилях. Певцы 80-х русские (список, фото представлены в данной работе) интересны тем, что их творчество уникально по своему своеобразию и музыкальным особенностям.

Юрий Антонов

Этот композитор и исполнитель собственных песен стал одной из самых известных фигур в поп-музыке советского времени. Его произведения отличаются проникновенностью и оптимизмом, что и обеспечило ему любовь всего СССР. Тематика автора самая разнообразная: от дружбы до любовной лирики. Мелодии его композиций отличаются широким диапазоном звучания. Кроме того, его музыку можно назвать дансовой: возможно, именно поэтому она так популярна среди молодежи в наши дни.

Николай Расторгуев

Певцы 80-х русские, список которых следует пополнить именем руководителя группы «ЛЮБЭ», интересны своей оригинальностью. Творчество каждого из них уникально и неповторимо, так что исполнителей очень легко отличить друг от друга. В этом ряду творчество Расторгуева занимает почетное место: его тематика, как правило, патриотическая, военная. Кроме того, его репертуар включает песни, посвященные природе России, а также целый ряд лирических композиций на тему любви и дружбы.

В этом смысле саундтреки автора универсальны: они всегда найдут своего слушателя. Сочетание простоты, глубины музыки и исполнения делает его композиции понятными и доступными для любого зрителя. Его песни и музыка напоминают народное творчество и потому близки каждому. Доказательством популярности автора и его коллектива является то, что его песни стали музыкальным сопровождением фильмов.

Олег Газманов

Певцы 80-х русские, список которых постоянно пополнялся за счет новых исполнителей, оставили заметный след в истории отечественной культуры. Отдельно следует упомянуть песни Газманова, которые, так же как и песни Антонова, отличаются необыкновенным оптимизмом, веселостью и жизнерадостностью. Кроме того, певца интересует и военная тематика: целый ряд его композиций посвящен прославлению воинского подвига. Популярностью пользуются и его шуточные песни, которые занимают видное место в его репертуаре. Актер создал свою группу, сам пишет музыку, активно выступает на концертах, почти всегда сопровождая свои номера сложными акробатическими упражнениями.

Игорь Николаев

Композитор и автор песен начал свою карьеру в советские годы и сейчас продолжает пользоваться неизменной популярностью у зрителей и слушателей. Его композиции отличают проникновенность звучания и удивительная мелодичность, которые и делают его песни такими узнаваемыми. Тематика автора лирическая. Это песни в первую очередь о любви, а также о дружбе. Первоначально артист писал для А. Пугачевой, но впоследствии очень быстро завоевал популярность как исполнитель собственных песен.

Эдуард Хиль

Певцы 80-х русские, список которых довольно широк, отличались друг от друга не только репертуаром, многообразием жанров, но и совершенно оригинальным вокальным мастерством. Хиль имел прекрасный баритон и пел в опере, однако, пожалуй, наибольшую популярность приобрел как эстрадный исполнитель. Сильный, проникновенный голос позволял ему исполнять сложные композиции и вместе с тем придавал особое звучание песням, которые впоследствии стали хитами. В этом отношении творчество артиста можно сравнить с выступлениями Магомаева, который также, будучи оперным певцом, состоялся как эстрадный исполнитель. Показателен тот факт, что оба обладали прекрасным баритоном (последний пел еще и как тенор), поэтому неудивительно, что специально для них лучшие советские композиторы писали музыку.

М. Магомаев

Певцы 80-х русские, список мужчин среди которых невозможно представить без имени этого замечательного артиста, запомнились массовому зрителю не только по репертуару, но и по выдающемуся вокальному мастерству. Именно таково было творчество Магомаева. Он начал с классического репертуара, беря партии из опер как отечественных, так и иностранных исполнителей. Его голос поражает богатством оттенков, что обусловило многообразие его репертуара, который включает классические и эстрадные номера.

В советской и российской эстраде запомнились певцы 80-90-х. Список, русские в котором занимают почетное место, постоянно пополнялся новыми именами. После распада СССР эстрада стала ареной для творчества многих новых артистов, которые и сейчас продолжают карьеру. Их песни и музыка сильно отличаются от современной музыки, которая делает бо́льшой упор на технику оркестровки, цифровую обработку инструментовки.

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно поверить, но популярная музыка гораздо влиятельней, чем кажется: для успешного хита необходимо учитывать множество факторов – как актуальных в данный момент тенденций, так и ставших классикой канонов прошлых лет. Иначе чем объяснить все возрастающее количество песен, основной упор делающих на использование сэмплов – небольших отрывков золотых шлягеров прошлых лет?

В полной мере это проявилось в творчестве Мадонны (Madonna ), в 2005 году с выходом нового альбома в очередной раз сменившей имидж и превратившейся в диско-диву. В заглавном треке Hung Up встречаются сразу две поп-эры: золотая классика от ABBA и актуальнейший в те дни модный саунд. Переплетение популярной музыки в ее лучшем виде с новыми тенденциями, удачные стилизации и подражание – одно из определяющих направлений музыкального творчества в эти годы.

Начало этой музыкальной эры началось с повального увлечения всем латиноамериканским – на волне успеха такие исполнители, как гениальный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana ), испанский красавец Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias ), пуэрториканская секс-бомба Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez ) и ее соотечественник Рики Мартин (Ricky Martin ), а также небезызвестная Кристина Агилера (Christina Aguilera ), не раз обращавшаяся к своим эквадорским корням для завоевания латино-аудитории.

На волне и афроамериканская музыка: жесткий хип-хоп, чувственный соул, заводной ритм-энд-блюз. Ключевыми фигурами становятся Алиша Кис (Alicia Keys ), Канье Уэст (Kanye West ), Эминем (Eminem ), Бейонсе (Beyonce ) Рианна (Rihanna ). Процветает и такая тенденция, как смешение жанров: популярная музыка и, например, ритм-энд-блюз. Среди самых удачных комбинаторов: группы Black Eyed Peas и The Pussycat Dolls .

Популярная музыка в чистом виде также пользуется неизменной востребованностью: Бритни Спирс (Britney Spears ), Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake ), Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Кэти Перри (Katy Perry ), Кайли Миноуг (Kylie Minogue ) и дебютировавшая в 2008 году Леди ГаГа (Lady GaGa ) – самые успешные в этом плане исполнители.

Не стоит, тем не менее, забывать и о роке, хоть и не столь популярном, но все-таки имеющим свою неоспоримую важность. Этот жанр в наибольшей степени представлен группами Green Day , Coldplay , U2 , White Stripes , Nine Inch Nails и Bon Jovi . Стоит отметить, что в 2000-х очень мало появилось новых рок-групп, которые бы стали общепризнанными мировыми звездами, самые популярные команды этих лет образованы в 90-х, 80-х или даже в 70-х (например, U2).

В России в это время сцену захватывают выпускники «Фабрики Звезд »: группы «Фабрика», «Серебро », «Тутси » и «Корни », Наталья Подольская , Никита Малинин , Юлия Савичева . Конечно, есть и коллективы, пробившиеся без помощи этого телепроекта: группа «Уматурман », «Звери », не теряющие популярности «Дискотека Авария », певица МакSим . Тем не менее, самым популярным новым исполнителем по праву можно признать победителя «Евровидения» Диму Билана . Не стоит списывать со счетов исполнителей более старшего поколения: Валерию , Аллу Пугачеву , Филиппа Киркорова , по-прежнему выпускающих успешные альбомы и собирающих полные залы поклонников.

Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок

В музыке редко бывает так, чтобы определенная эра была воплощена буквально во всем: в ритмах, аранжировках, мелодиях, текстах, даже голосах и самих исполнителях. Девяностые года в музыке – по-своему великий период, подаривший нам многих прекрасных исполнителей и многие великолепные песни.

К сожалению, именно девяностые так славны так называемыми певцами одной песни, или попросту говоря – однодневками, причем ситуация эта складывается как и на западной, так и на российской сцене. Вряд ли кому-то сейчас что-то скажут такие имена, как Хаддауэй (Haddaway ), Джон Скэтмен (John Scatman ), группа Snap! , но, тем не менее, каждый с первых нот узнает песни What is Love?, The Scatman’s World, Rhytm Is A Dancer и прочие хиты любых дискотек.

Настоящим воплощением поп-музыки девяностых, особенно в начале этого десятилетия, стал такой жанр, как евродэнс – вроде бы и популярная музыка, вроде бы и хип-хоп, вроде бы и электроника. В общем, сочетание этих элементов дало просто фантастический результат: музыканты всего мира, и особенно из Европы, не перестают снабжать мировые чарты своими песнями, саунд которых не спутаешь ни с чем. Scooter , 2 Unlimited , Eiffel 65 , Culture Beat , Роберт Майлз (Robert Miles ) – истинные герои этого периода, практически забытые сейчас.

В 90-х годах как никогда популярны трогательные, нежные и романтические баллады – жанр, как нельзя лучше вписывающийся в популярную музыку, а также в соул и ритм-энд-блюз. Выигрывают в первую очередь исполнительницы-женщины, певицы с великолепными сильными голосами – Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Уитни Хьюстон (Whitney Houston ), Селин Дион (Celine Dion ), Тони Брэкстон (Toni Braxton ), Патрисия Каас (Patricia Kaas ). Не теряют актуальности и певцы, например Брайан Адамс (Bryan Adams ), Джордж Майкл (George Michael) , Элтон Джон (Elton John ), Майкл Болтон (Michael Bolton ), Эрик Клэптон (Eric Clapton ).

Во второй половине 90-х появляются поп-идолы нового поколения – группы N’Sync (и впоследствии отделившийся от них Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake )) и Backstreet Boys , поп-принцессы Бритни Спирс (Britney Spears ) и Кристина Агилера (Christina Aguilera ). Продолжает мега-успешную карьеру и Мадонна (Madonna ), никому не уступающая трон королевы популярной музыки и законодательницы всех модных музыкальных течений. Своеобразно складывается карьера Майкла Джексона (Michael Jackson ): невероятно популярный в первую половину десятилетия, певец очевидно сдает позиции к началу 2000-х.

Рок-музыка остается, как и во все другие времена, востребованной: чартовый, гастрольный и, конечно, коммерческий успех таких групп, как U2 , R.E.M. , Nirvana , Duran Duran , Bon Jovi , Aerosmith , Red Hot Chili Peppers , говорит сам за себя.

В России этот музыкальный период стал одним из самых интересных: после распада СССР в страну хлынул поток новой музыки, абсолютно нового звучания, новых веяний, новых исполнителей, жанров и стилей. Воспоминания о популярной музыке этих лет сейчас вызывают улыбку, но в целом результат был далеко не хуже, чем у западных исполнителей. И песни, и клипы создавались с большой фантазией, что делало российскую музыку своеобразной и интересной. Валерий Меладзе , Анжелика Варум , Филипп Киркоров , Ирина Аллегрова , «Иванушки International» , «Браво» , «Нэнси» и «Белый Орел» становятся главными исполнителями этого десятилетия на отечественной сцене.

Песни 80-х годов: гламур, диско и синти-поп

Некоторые музыкальные критики ассоциируют восьмидесятые года с плохой музыкой, что в корне не правильно. Конечно, с позиции современного человека некоторые приёмы, аранжировки, ритмы и голоса, популярные в то время, могут показаться наивными и в чем-то даже смешными, но это время неизменно вызывает ностальгию, что ярче всего проявляется через замечательные песни тех лет.

Конечно, самый успешный жанр того времени – это, бесспорно, популярная музыка. Тем не менее, можно смело сказать, что столько популярных ответвлений попа было ни в одно музыкальное десятилетие.

Прежде всего, восьмидесятые ассоциируются с диско, исполнители из которого происходят преимущественно из Европы. Легендарные шведы ABBA , французский поп-дуэт Ottawan и певец по имени F.R. David , немцы Modern Talking и Goombay Dance Band , англичанка Ким Уайлд (Kim Wilde ) и ее соотечественники Culture Club – эти имена и коллективы можно перечислять бесконечно, ведь каждый вспомнит хотя бы по одному хиты из их репертуара.

Особое место в структуре диско занимает творчество итальянских исполнителей, невероятно популярных в Европе и, конечно же, в СССР. Самыми известными исполнителями области итало-диско становятся трио Ricchi e Poveri , дуэт супругов Аль Бано (Al Bano ) и Ромины Пауэр (Romina Power ), исполнители Газибо (Gazebo ), Тото Кутуньо (Toto Cutugno ) и невероятно харизматичный певец и актер Адриано Челентано (Adriano Celentano ).

Исполнители из Великобритании обогащают жанр популярной музыки новыми тенденциями: появляются такие его виды, как Hi-NRG (главные герои этого направления – коллектив Dead or Alive ), нью-вейв (представленные группами Adam And The Ants и Visage ), и, конечно, синти-поп. Впоследствии этот жанр окажет большое влияние на образование таких направлений, как электроклэш и синт-рок. Главными коллективами, работающими в этом направлении, стали Pet Shop Boys , Depeche Mode и Eurythmics .

Тем не менее, в 80-х популярны и более тяжелые жанры: рок и даже хэви-металл. Хитами становятся композиции от таких групп, как Queen , Status Quo , Genesis , Scorpions , Dire Straits , Def Leppard и многих других.

На отечественной сцене в те года преимущественно блистали Алла Пугачева на пару с Юрием Антоновым , а в поздние восьмидесятые – Владимир Кузьмин, Игорь Тальков, Александр Серов, группы «Мираж » и «Ласковый май ». Популярны и различными вокально-инструментальные ансамбли – «Верасы », «Цветы », «Земляне », «Веселые ребята », «Браво », «Ялла », а так же рок-группы «Кино », «Наутилус Помпилиус », «Агата Кристи ».

Песни 70-х: рок, рок и еще раз рок

Семидесятые года в музыке можно с легкостью назвать «золотым веком рока» во всем многообразии его жанров. Во многом тут, конечно, лидирует глэм-рок во главе с Дэвидом Боуи (David Bowie ), своим андрогинным имиджем и прекрасным творчеством, сломавшим привычные представления о музыке. Нельзя не вспомнить и о таких британских командах, как T.Rex , Sweet и Slade и об американке Suzi Quatro , своими песнями составившими немалую часть всего глэма семидесятых.

Именно в это время как никогда популярны «тяжелые» виды рока: хард-рок, хэви-метал, а также вдумчивый и причудливый прогрессив-рок. В авангарде этих жанров также стоят английские команды: Deep Purple , Uriah Heep , Led Zeppelin , Nazareth , Black Sabbath . Главными исполнителями от прог-рока стали Pink Floyd . Особняком стоят Queen , чье творчество настолько многообразно, что вогнать его в рамки одного жанра просто невозможно.

Влияние рока на вкусы меломанов проявляется также и в том, что британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber ) пишет рок-оперу «Иисус Христом суперзвезда », с оглушительным успехом прошедшую на многих концертных площадках мира.

В 70-х происходит и два трагических события. Уходят из жизни две легенды: одна в переносном смысле, а другая – в прямом. Речь идет о распаде в 1970 году группы The Beatles и о смерти в 1977 году Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Elvis Presley ). Тем не менее «битлам» стоит отдать должное: ни один из музыкантов не ушел на покой, а лишь с новой силой начал творить, подарив миру еще немало прекрасных песен.

В 1974 году зарождается такой жанр популярной музыки, как диско – некоторые отсчитывают эту музыкальную эру с победы шведского квартета АВВА на конкурсе «Евровидение» с песней Waterloo . Разгоняясь все больше на протяжении нескольких лет, диско по-настоящему взорвало музыкальный мир в восьмидесятых, то изменяясь в сторону более жесткого электронного саунда, то переплетаясь с популярной афроамериканской музыкой, то возвращаясь к классическому поп-звучанию. Говоря о диско семидесятых, сразу вспоминаются такие исполнители, как Boney M. , Донна Саммер (Donna Summer ), Eruption и Bee Gees .

Увлекается мир и экзотическим звучанием музыки Карибских островов (в первую очередь это регги, представленный Бобом Марли (Bob Marley )), той самой афроамериканской (соул, блюз, ритм-энд-блюз, отчасти – джаз), а также латиноамериканской музыкой.

В СССР самыми популярными становятся главные темы из кинофильмов. Известны и любимы творения вокально-инструментальных ансамблей со всех уголков Советского Союза. Загорается главная звезда отечественной популярной музыки – Алла Пугачева . Не забываются и певцы из дружественных СССР республик: например, Польши (Марыля Родович ) и Румынии (Дан Спэтару ). Любимы также европейские – французские (Мирей Матье (Mireille Mathieu ), Мишель Сарду (Michel Sardou )) и итальянские (Адриано Челентано (Adriano Celentano )) исполнители.

Рок и поп, или лучшие песни 60-х

Итак, остался в прошлом. Нет, нельзя сказать, что его совсем забыли – он просто перестал быть знаменем для молодежи и «красной тряпкой» для старшего поколения. К нему привыкли. Конечно, еще звучали лучшие композиции, созданные Чаком Берри и Литлом Ричардом , еще собирал полные залы Элвис Пресли , но в общей песенно-звуковой массе начала шестидесятых уже стали появляться новые непривычные интонации и ритмы. Примечательно, что на этот раз источником новшеств была Европа, а не США. Европа, а точнее – одно европейское государство, Великобритания, начало задавать тон в популярной музыке.

Ливерпульская рок-группа The Beatles первой двинулась на покорение Америки – и покорила весь мир. В течение короткого времени и Старый, и Новый свет были охвачены битломанией. Но что же такое особенное предложили музыканты-самоучки избалованным впечатлениями слушателям?

«Британское вторжение» дало мощный творческий импульс музыкантам всех стран и континентов, и в результате мы сегодня можем наслаждаться самой разнообразной музыкой в стиле рок: классический рок, хард-рок, серф-рок, панк-рок, фолк-рок, барокко-рок, психоделический рок и еще десятками производных жанров.
Один из них, так называемый «гаражный рок» – это музыка, которую изначально играли дворовые рок-группы. Просто собирались подростки, молодые люди, и играли в свое удовольствие. Некоторые исследователи подобную разновидность рока относят к народной музыке 20 века.

Начиная с середины 60-х, рок-группы начинают образовываться и в Советском Союзе, преимущественно в студенческой среде. Из такого школьно-студенческого ВИА впоследствии «вызрела» одна из самых известных советских рок-групп Машина времени .

Параллельно со всевозможными вариантами рока в шестидесятые годы бурно развивалось еще одно весьма популярное направление: поп-музыка. Его истоки – в далеком прошлом: это народная песня, средневековая баллада, городской романс, позже – мюзикл и музыкальное шоу. Вокал, человеческий голос – вот главное для этого стиля. Музыкальные инструменты, будь то скромный ансамбль или целый оркестр, лишь аккомпанируют певцу. Поскольку одним из источников поп-музыки является фольклор, песни поп-стандарта зачастую имеют яркий национальный колорит. Иногда такую музыку называют просто эстрадной. Лучшие песни 60-х годов в стиле поп были исполнены Фрэнком Синатрой и Луисом Армстронгом (США), Сальваторе Адамо и Мирей Матье (Франция), Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (СССР) и еще многими замечательными музыкантами в разных странах мира.

Лучшие песни 50-х годов: под знаком рок-н-ролла

Пятидесятые годы прошлого века вошли в историю популярной музыки как период рождения и расцвета нового стиля, рок-н-ролла.
В Америке неудержимый взлет этой музыки «молодежного бунта» пришелся на середину пятидесятых. К концу десятилетия американский рок-н-ролл несколько повзрослел и остепенился, но рок-эстафету к тому времени уже приняла Европа. В шестидесятых годах именно Старый Свет даст начало тому многогранному и многозначному явлению в музыкальной культуре, которое будут называть коротким словом «рок».

Музыканты, сумевшие найти верную интонацию, стали кумирами молодого поколения пятидесятых. Большинство из них не имело профессионального музыкального образования: лучшие песни 50-х годов в стиле рок-н-ролл были сочинены и спеты самоучками. Вот они, эти всемирно известные герои великого американского противостояния поколений:

Элвис Пресли : белый паренек из небогатой семьи, водивший дружбу с подростками из «черных» кварталов, и от них же перенявший манеру исполнения и стиль в одежде. 1954-й – год появления его первого хита «That"s All Right Mama ».

Чак Берри : негритянский музыкант, один из немногих, кто отважился смешать в своих песнях интонации «черного» блюза и «белого» кантри. Его суперхит 1958 года «Johnny B. Goode » впоследствии был назван золотым стандартом рок-н-ролла.

Билл Хэйли (белый гитарист и вокалист) и его группа «Кометы»: композиция «Rock Around the Clock », записанная ими для саундтрека к фильму «Школьные джунгли» (1955 год), проторила дорогу рок-н-роллу к европейскому слушателю.

Литл Ричард : чернокожий певец и пианист; его взвинченная и даже в чем-то истеричная манера исполнения породила массу подражателей с одной стороны, а с другой – стала поводом для появления огромного количества пародий. Самый известный его сингл – «Тутти-фрутти » (1955 год).


The Platters
: группа из трех молодых людей и одной девушки, все афро-американцы. Они работали в стиле ду-воп (вокальный рок-н-ролл). Ария «Smoke Gets In Your Eyes » в исполнении квартета Плэттерс в 1959 году побила все рекорды популярности.

Рок-н-ролл стремительно ворвался в размеренную сытую жизнь послевоенной Америки, оживил музыкальную атмосферу Европы, но, конечно же, не заменил собой всех остальных музыкальных жанров.

В конце пятидесятых и в Новом, и в Старом Свете особую популярность приобрела экзотическая музыка дальних океанских провинций. Звуки гавайской гитары и этнических перкуссионных инструментов навевали слушателю мечты о девственных джунглях и тихоокеанских пляжах.

В эти же годы весь мир узнал и полюбил перуанку Иму Сумак . От природы ей достались талант, независимый характер и поистине уникальный голос: глубокий, сильный, красивый, с очень широким диапазоном. Ее творчество трудно отнести к какому-либо стилю (хотя чаще всего упоминают «мамбо»). Единственная и неповторимая – об этой певице точнее и не скажешь.

Публике всегда нравились итальянские и латиноамериканские напевы. Пожалуй, лучшие песни 50-х годов в стиле «латино» – это «Volare » и «Ла бамба ».
Песня «Volare » в исполнении итальянца Доменико Модуньо в 1958 году заслужила несколько международных наград, в том числе и американскую премию Грэмми. Народная мексиканская мелодия «Ла бамба » в аранжировке Ричи Валенса вошла в список «100 лучших песен в стиле рок-н-ролл».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году, позволил и советской публике познакомиться с новыми направлениями в популярной музыке, в том числе и с рок-н-роллом. Однако фестиваль отшумел и завершился, а политика партии и правительства осталась неизменной: советскому народу не нужны нездоровые сенсации. В том, что темпераментная и эксцентричная музыка в сочетании с «непристойными» движениями это явление нездоровое, у чиновников от культуры сомнений не было.
Музыка в стиле рок еще найдет дорогу свою дорогу в страну Советов, но это произойдет позже. Намного позже.

Лучшие песни 40-х годов: музыка кино- и телеэкрана

Видеоматериалы, позволяющие нам не только услышать музыку 40-х годов, но и увидеть лучших исполнителей этого десятилетия, технически несовершенны. Однако они являются документами эпохи, с их помощью можно ощутить особую атмосферу тех лет.

Начало 40-х – это, конечно же, Вторая мировая война. Усиление патриотических настроений привело к появлению в 1941 году бодрых песен-маршей: «Воевать мы мастера » (СССР), «Thank You America » (США).

Лучшие советские песни 40-х годов, связанные с темой войны, – суровая героическая «Война священная » и лирическая «Темная ночь ».

Между тем, даже в те грозные сороковые люди старались хоть ненадолго «отключиться» от тревог. Необыкновенно популярны были комедийные кинофильмы, лирические песни и даже комические куплеты.

Немецкий фильм 1944 года выпуска «Девушка моей мечты » с Марикой Рёкк в главной роли обошел все экраны Европы, а после войны его показывали даже в СССР. Правда, в Советском Союзе из этой картины вырезали «непристойные» эпизоды, в том числе и знаменитую песню «По ночам одиноких не бывает» («In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine »).

После войны Америка принялась осваивать новые жанры в кино. Если в тридцатых годах на экранах появились музыкальные фильмы-короткометражки, то сороковые ознаменовались рождением жанра «сверхкороткого кино» – Soundies . Эти прародители музыкальных видеоклипов к концу десятилетия перекочевали из кинозалов на телевизионные экраны – ведь именно тогда в США начались регулярные телетрансляции. Лучшие песни 40-х годов, лучшие композиции в исполнении самых популярных эстрадных и джазовых оркестров стали доступны буквально «с доставкой на дом». Каждый телезритель мог увидеть прекрасные глаза Дины Дурбин , ослепительную улыбку Луи Армстронга , зажигательный степ Фреда Астера и ловкие пальчики малыша-пианиста Фрэнка Робинсона .

Западной Европе и советским республикам, сильно пострадавшим в той кровопролитной войне, еще только предстояло пройти этот путь.

Самые популярные песни 30-х годов: музыка кинематографа

Тридцатые годы стали, пожалуй, самым сложным десятилетием двадцатого века. Весь мир был охвачен экономическим кризисом, нарастали политические противоречия, и все это вместе взятое привело к развязыванию Второй мировой войны в 1939 году.

Как всегда, отвлечься от тревог и забот людям помогала музыка. Однако все лучшие, все самые любимые песни 30-х годов пришли к слушателям не с эстрады, не с театральных подмостков, как это бывало раньше, а с киноэкрана. В 20-х годах кинематограф носил прозвище «великий немой». В 30-х он перестал быть «немым», запел, заговорил и постепенно превратился в самостоятельную отрасль индустрии развлечений.

Америка лидировала в процессе превращения кинопроизводства в киноиндустрию. Комедия, драма, скетч – из любой пьесы можно было сделать фильм, а еще лучше киномюзикл. Имена композиторов Ирвина Берлина , Джерома Керна , Коула Портера , особо отличившихся на поприще музыкального кино, к середине 30-х знали все кинозрители.

«Старушка» Европа, не желая сдавать позиций оплота мировой культуры, изо всех сил старалась не отставать от молодого и энергичного заокеанского соседа. Именно в тридцатых годах началось становление национальных кинематографических школ, именно тогда самых популярных актеров стали называть «звездами». Грампластинки, на которых записаны самые популярные песни 30-х годов, донесли до нас голоса «звезд» того времени: Марлен Дитрих (Германия), Эдит Пиаф (Франция), Ян Кепура (Польша).

Лучшие песни 30-х годов, созданные в СССР, тоже были частью киномузыки. Имена композитора Исаака Дунаевского и актрисы Любови Орловой фигурировали в титрах практически всех знаковых советских кинокартин того времени.

Ну и, конечно же, джаз! Музыка 30-х годов – это в значительной своей части именно джаз. В Советском Союзе это «песенный джаз» Леонида Утесова , в Америке – инструментальные ансамбли и оркестры, вокал и танец. Самые значимые фигуры в джазовой музыке – Кэб Кэллоуей , Бенни Гудман , Луи Армстронг – заявили о себе именно в тридцатых годах прошлого века.