Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Лилия амарфий - память. Лилия амарфий Лилия амарфий болезнь

Моя жизнь - другой жанр!


Умерла Лилия Амарфий. Так получилось, что мы беседовали с артисткой перед ее последними гастролями в Израиле. И это интервью стало последним в ее жизни. Мы ничего не изменили в тексте. Пусть последний раз прозвучит – хотя бы в памяти - ее серебристый голос, появится ее улыбка...

Имя - цветок. Фамилия – что-то между элегантным звоном бутылки с «Амаретто» и сладкой истомой не очень обремененного трудами божка Морфея. Королева оперетты Лилия Амарфий признавалась, что ее на улицах «как Амарфий» не узнают. «Иду – и все, как все другие люди, без ажиотажа, папарацци на меня не бросаются, слежку за мной не ведут. Я сама и моя профессия – совершенно разные жанры!»

Я родилась в молдавском городке Оргееве. Папа был портным, мама занималась хозяйством. Детей было двое - я и брат. Мое босоногое детство прошло на улице Первомайской, а рядом, почти у самого нашего дома был луг, паслись коровы, овцы, гуси. Я там пропадала, дышала вольным воздухом, мечтала. Я всегда мечтала, сколько себя помню, все детство напролет. Так в мечтах и взрослела. Народ нашего района называли «идиш-пролетариат». Евреи составляли большинство населения. Мой папа тоже прекрасно говорил на идиш (а еще - на молдавском, украинском, русском), его даже евреем считали.

Лилия Яковлевна, как вы узнали, что ваша дорога – театр оперетты?

Само пришло. Ниоткуда. У меня бывали такие мечты – о театре (я ведь не знала, как это точно называется – опера, оперетта...), о сцене, но маму это раздражало. Я хотела играть на пианино – а мне сказали, что купят скрипку. А скрипка меня - девчонку не вдохновляла. Папа изумительно играл на губной гармошке, пел. И мама пела, у нас даже голоса похожи. Нас по телефону всегда путают. У нее голос красивый, но камерный, тихий. Однажды в Оргееве летом шла запись в музыкальную школу. И стояла очередь. Я как была - в шортах, маечке перешла дорогу и встала в эту очередь. В школу меня приняли, но я об этом до поры не знала, пока к нам не пришел домой директор и не сказал об этом моим папе с мамой. И еще сказал, что у меня абсолютный слух. В итоге мне купили аккордеон «Вестминстер». На чехле от которого я каталась с горки зимой. Заниматься не очень любила. По слуху подбирала – с удовольствием, а часами заниматься ненавидела. Мечтательность все еще сохранялась. Я посещала кружки, пела джаз, уже хорошо поняла, что разные, любые чувства, мою юную любовь можно очень хорошо выразить в творчестве, в музыке, да и три октавы в голосе были – я это точно знала.

В обычной школе не была самой первой: учительница, бывало, о математике говорит, а я думаю о своем. Хотя честолюбие мешало очень уж отставать. Жизнь вела, я ей не перечила, но когда мне исполнилось четырнадцать, умер папа. Внезапно. И весь мой мир рухнул. Небо обвалилось. Все изменилось – я сразу стала взрослой. Брат поступил в институт, уехал учиться в Харьков, мама пошла работать, я тоже бросила музыкальную школу и начала работать музыкальным педагогом в детском саду. Мы старались выжить, мы выживали. Потому что жизнью это назвать было нельзя... В те дни мало кто с нами рядом оказался. Друзья и родственники «закончились». Мы одни боролись со всеми тяготами...

Были светлые пятна в этом черном пейзаже?
- Была декада молдавской культуры в Москве. Я пела на сцене Кремлевского дворца съездов. Это было незабываемо! В те дни я услышала песню, в которую просто влюбилась. Приехав домой, записала ее в нотной тетради, выучила и спела на ближайшем комсомольском слете. Это была «Хава нагила». В зале все растерялись. А я стала настоящей героиней. Оргеевские евреи подходили к моей маме на улице и спрашивали: «Мадам Амарфий, вы слышали, как поет ваша дочь?». Мама отвечала отрицательно и слышала возмущенное: «Вы – не мать!».

Потом я уехала учиться в Москву – так впечатления от декады молдавской культуры в советской столице запали мне в душу - Москва меня опьянила, она стала моей мечтой. Мама помогала брату-студенту, денег у нас не было, но эта проблема меня не могла остановить. У нас был знакомый в Москве, тоже из Оргеева, он мне говорил «приезжай, остановишься у меня в общежитии». Я приехала – а его дома не оказалось. Пошла на вокзал, где целую неделю и жила.

Меня приняли в ГИТИС. Я твердо знала, что буду певицей. Мой педагог Ирина Ивановна Масленникова много сил в меня вдохнула своей несокрушимой верой! А на вступительном экзамене, когда я была сама себе сила, я так пела, так плясала – она потом говорила, что у меня было что-то в глазах - что-то, чему вся комиссия поверила... Меня на экзамене концертмейстер спрашивает: «Вы в какой тональности хотите петь?». А я отвечаю: «Ой, мне совершенно все равно!» Без комплексов абсолютно! Все рассмеялись. Тогда Ирина Ивановна и сказала: « Я ее беру!». Уверенность себе потом быстро прошла, я поняла: надо очень много работать над собой, чтобы уверенность снова появилась! Учеба не шла – я получила по полной программе за свою беспечность, за свою самоуверенность! Много плакала. Диапазон был – но я не пела, кроме своего джаза из оргеевского кружка ничего не могла, от балетного станка шарахалась. Денег не было, и я просто голодала. Шла по улице – а из окна такие ароматы, там кто-то жарит картошку... Была нищей, убиралась в общежитии за всех - меня так мама приучила – все должно блестеть. Но более сытой и счастливой я от этого не была. Закатала рукава – и за работу. Читала, училась. Каждое лето – стройотряд, В общем, создавала себя, сама себе была и Пигмалион, и Галатея. Плакала – и работала. Москва - страшная школа. Колоссальная школа выживания. Скольких она искалечила, сколько их, что ушли в никуда...

И все-таки в один прекрасный день я запела. Весь институт сбежался меня слушать. Теперь я пела без перерыва.

Вы влюблялись тогда? Было время и силы для сердечных бурь?

Влюблялась. А как же без этого? Мой первый муж был сыном солистки Большого театра Киры Леоновой. Мы были молоды, влюблены, но оба были незрелыми, этот брак не мог кончиться ничем хорошим. Никто не виноват.

Годы меня научили радоваться. Еще несколько лет назад я просыпалась с плохим настроением. Все казалось, что жизнь идет не так. А потом я поняла: зачем мне это надо? Все так прекрасно! И последние лет эдак семь я ото всего в полном восторге! Каждый день - как подарок. Я абсолютно счастлива. И муж мой – самый лучший, я его нашла, выстрадала, он – моя удача. И сын – любимейший мужчина, и внук. Это - семья. У мамы я до сих пор на посылках, для нее я не звезда, не знаменитая актриса, я - ее помощница, исполнительница ее заказов и поручений. «Хочу орехов, для пирога!» - и я бегу, ищу, а как же иначе?

Как начиналась ваша карьера?

После ГИТИСа я хотела оказаться в труппе Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Даже были какие-то договоренности. Но пришло лето, театр был на гастролях, и мне педагоги сказали: иди в оперетту!

Я еще до Театра оперетты поняла, что свою «гениальность» надо похоронить, чтобы она не мешала работе. Придя в театр, я здоровалась со всеми, начиная от уборщицы и до главного режиссера, и не по одному разу. Это не очень мне помогало, оплеухи сыпались обильно. Со всех сторон. Меня втягивали, втравливали в интриги, а я не давалась. Избегала всего, что связано с пустыми разговорами. Когда я развелась с мужем, один из коллег попытался меня вызвать на откровение: «Думаю, вам будет легче, если вы поделитесь...». А я ответила: «Это касается только меня. И ничем из моей жизни я делиться с вами не собираюсь!».

В мире оперетты все устоялось, как в сказочном королевстве. Новых названий и имен композиторов как бы не возникает. Вам это не скучно?

Легар, Штраус, Кальман – волшебники на все времена. Их не перещеголять, да и оставили они нам так много, что тут не до скуки. Да и никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Оперетта – нескучное дело, я это точно знаю.

Это правда, что Мстислав Ростропович дал вам партию Адели в «Летучей мыши» Штрауса?

Ох, было, хотя так даже как-то нескромно звучит – «дал» ...Он пришел в наш театр дирижировать спектаклем, я с ним случайно вместе выпила кофе в буфете. Он решил, что
я из балета. Что-то спросил, я что-то ответила. Спела Адель. Это все.

В мире чистогана, в нашей жесткой реальности оперетта чувствует себя Золушкой?

Да, без денег трудно ездить на балы. Сейчас не лучшие дни для оперетты. Были времена, когда на телевидении была регулярная передача, посвященная оперетте. А теперь денег нет, и никакой такой работы никто не проводит. Стыдно за то, что происходит на телевизионном экране, за тех, кто выступает. И за тех, кто так те немногие деньги, которые есть, распределяет. Чернуха – это тупик, из нее цветы не вырастут, только колючки.

Но красота – это такая странная вещь, ее не ухватишь, не зафиксируешь, не купишь. Бывает, идет женщина, вроде даже ничего такого особенного нет, а неуловимые вибрации, свет изнутри такую красоту создают, так всех к ней привлекают! Красота – внутри, она тайна.

Лилия Яковлевна, приоткройте завесу тайны, скрывающую секрет вашей красоты, молодости и жизнелюбия.

Секрет простой: надо сохранять состояние влюбленности или чтобы в тебя были влюблены. Женщина должна нравиться самой себе, комфортно сосуществовать со своим я. Никогда не держать в себе зла, потому что оно губит личность, губит здоровье, стараться забывать все плохое и думать только о хорошем. Когда женщина любима или влюблена, она всегда привлекательна и неотразима. Вообще-то я не считаю себя красивой, но какое-то обаяние, наверное, есть. И еще я стараюсь культивировать в себе ощущение женщины - это помогает.

Вы только намекните, сколько сердец нашего брата вы разбили.

Вот уж никогда не ставила цель их разбивать, хотя в свое время это и случалось. Но я думаю, что настоящая женщина не ведет счет своим победам.

Можете сказать, какие мужчины вам нравятся?

Прежде всего умные и сильные, рядом с которыми женщины чувствуют себя, как за каменной стеной.

Кого вы считаете современным женским секс-символом? Может быть, примадонна так думает о себе, хотя бы в душе?

Никогда я так о себе не думала. Конечно, актриса оперетты должна уметь давать в зал со сцены «призыв», но это должно быть в тебе самой, так как никакими ухищрениями этого не добиться. В актрисе обязательно должно быть нечто, чего не передать словами. Я прекрасно чувствую себя в своих ролях, живу в них, каждая из них - это прожитая жизнь. Поэтому мне так сложно ответить на ваш вопрос. Хотя, по моему мнению, многие сейчас стремятся создать себе имидж секс-символа.

Вы столько лет на сцене и практически не меняетесь. Как вам удается оставаться такой стройной?

Сразу скажу, что дома у меня нет никаких тренажеров. Просто уже много лет я делаю специальную гимнастику, которую разработала сама. Что касается еды, то ем практически один раз в день, причем последние двенадцать лет в моем меню отсутствует мясо. К такому режиму я уже привыкла и стараюсь его не нарушать. Пищу предпочитаю простую. Больше люблю овощные салаты, причем от самого процесса их приготовления получаю большое удовольствие. Вообще когда я не на гастролях, то очень люблю готовить и без ложной скромности могу сказать, что делаю это очень хорошо.

Вам завидуют коллеги?

Я об этом никогда не задумывалась. Зависть - очень плохое чувство. Всегда играла очень много и радовалась за своих коллег, когда им удавались их роли. А у меня зависти нет, могу только завидовать роли, которую хотелось сыграть.

Есть у вас друг или подруга, с которыми вы делитесь своими секретами?

Друзей у меня много, но ни с кем, даже с близкими людьми, своими секретами не делюсь. И вообще, прежде чем что-то сказать, стараюсь хорошо подумать.

Лилия Яковлевна, скольких мужчин вы вдохновили разделить с вами узы Гименея?

В юности мечтала, что у меня всю жизнь будет только один муж. Но так сложилось, что выходила замуж несколько раз. В этом, наверное, виновата и я сама, и мужчины, с которыми сводила судьба. С моим нынешним мужем Алексеем мы познакомились совершенно случайно. Виделись несколько раз, а потом встретились у общих знакомых - это было 1 января 1990 года. С тех пор вместе. К сожалению, общих детей у нас с ним нет, но у меня есть 25-летний сын Александр, который закончил в Америке университет.

У каждого человека в жизни есть свои грабли, на которые он постоянно наступает. А что есть в вашем характере, от чего хотелось бы избавиться?

Видите ли, мне не нравится, что я... сильный человек: так уж сложилась жизнь. Когда мне было четырнадцать лет, умер отец, что для мамы стало настоящим шоком, от которого она долго не могла оправиться. Старший брат в это время служил в армии, и мне сразу пришлось повзрослеть, стать главой семьи. После восьмого класса перешла в вечернюю школу и работала музыкальным работником сразу в двух детских садиках, так как хорошо играла на аккордеоне: пригодилась учеба в музыкальной школе. А в шестнадцать уехала из родного молдавского городка Оргея в Москву. Мечтала о карьере драматической актрисы, поэтому отправилась в Школу-студию МХАТ. Но по дороге случайно попала в ГИТИС. Здесь меня прослушали на музыкальном факультете и допустили на первый тур. Таким образом я и задержалась в ГИТИСе на пять лет. Училась у Ирины Ивановны Масленниковой - прославленной солистки Большого театра. Только благодаря ей я и стала актрисой оперетты. Первые три года в институте для меня были настоящим мучением, потому что я очень плохо говорила по-русски и не воспринимала классическую манеру пения: меня почему-то все время тянуло на джаз. Трудно мне доставался и балетный станок. Но в конце концов я разозлилась и сказала себе, что должна стать настоящей артисткой. Много работала над собой, над речью, избавлялась от своего ужасного говора, ходила в театры и музеи, читала книги. Помню, когда на уроке впервые спела романс Алябьева «Соловей», у дверей класса собрался чуть ли не весь институт. А на пятом курсе я получила приглашение в Московский театр оперетты, где и работаю вот уже больше 25 лет. Понимаете, мне всю жизнь приходится себя преодолевать и, признаться, надоело быть сильной, иногда так хочется побыть просто слабой женщиной... Возникает желание, чтобы за меня кто-то решил какой-нибудь трудный вопрос. К сожалению, люди, которые находятся рядом со мной, привыкли, что я все беру на себя.

Какое самое романтическое признание в любви было в вашей жизни?

О-о-о... Мне столько раз признавались в любви, что трудно вспомнить самое оригинальное. Признания были разные, часто непредсказуемые и неожиданные. Однажды, например, я услышала признание в любви от человека, которого до этого искренне считала просто хорошим другом. Как-то при прощании он вдруг сказал: «Я не говорил еще, что люблю тебя?». Для меня это оказалось настоящим потрясением...

Элизабет Тейлор, большой знаток по части замужества, после очередного своего брака высказала мнение, что самая большая любовь скоро умирает, если влюбленные узаконят свои отношения. Вы с ней согласны?

Я тоже не считаю, что комфорт в семье может быть только после посещения загса. С последним моим мужем, например, мы не зарегистрированы, хотя и венчались в церкви. Но меня совершенно не волнует то, что наш брак гражданский. Если нам суждено расстаться, значит, так угодно судьбе.

Что такое в вашем понимании идеальный дом?

Это тот дом, где люди понимают друг друга, слышат и чувствуют друг друга, словом, делают все для того, чтобы их близким рядом с ними было хорошо и тепло.

Вы могли бы сделать шаг навстречу понравившемуся вам мужчине?

Как ни странно, когда мне нравился мужчина, я переставала кокетничать. Вероятно, это ему как-то передавалось, и он обычно подходил ко мне сам.

Вас узнают на улице?

Меня почему-то никогда не узнавали, даже тогда, когда я годами не сходила с экрана телевизора. Вероятно, в жизни я совершенно другая, чем на сцене.

Значит, в быту популярность не помогает?

Нет, не помогает. Когда я называю себя, обычно слышу в ответ: «Оу!», и только после этого ко мне обращаются уже как к актрисе.

Артисты любят говорить, что сцена для них - дом родной...

Театр - это действительно мой родной дом. Здесь люди, с которыми вместе проработали много лет и с которыми, несмотря ни на что, мы не могли не породниться. Хотя раньше, когда я только начинала работать в театре, отношения в театре были лучше, теплее. Но я стараюсь не участвовать ни в каких интригах, все это проходит мимо меня.

Репетировать дома приходится?

Роль ведь не отпускает, идет подспудно. Когда я репетирую дома, то могу убрать всю квартиру. Как Цезарь, делаю сразу несколько дел одновременно.

Много времени уходит на то, чтобы выучить роль?

Дело не в том, сколько уходит на это времени. Главное - роль надо сделать так, чтобы ее принял зритель, поверил тебе, твоей героине.

Интересно узнать, поет ли Лилия Амарфий дома? Не репетируя, а просто для себя?

Ну конечно, пою. В нашем доме всегда слышались песни. Мама очень хорошо пела, у отца тоже был абсолютный слух, хотя к искусству они отношения не имели. И я с детства, сколько себя помню, пела и танцевала. Школьницей выступала во Дворце культуры в эстрадном коллективе. Так что естественно, что пою дома, только, к сожалению, удается это нечасто.

Как муж смотрит на вашу профессию?

Муж из театральной семьи, сам бывший артист, поэтому к моей профессии относится нормально.

Отец вашего мужа - известный актер театра и кино Юрий Яковлев. Он часто приходит к вам в гости?

Мы встречаемся, но нечасто. Праздники обычно отмечаем вместе со свекровью - Екатериной Райкиной, бывшей женой Юрия Яковлева. Когда бывает свободное время, приезжаем к Алешиной маме на дачу. Жаль, правда, что это редко случается.

А с братом и сестрой Алексея вы дружите?

У нас очень хорошие отношения с Аленой - актрисой театра Сатиры. Это замечательный человек, мне она очень дорога. У Алены растет чудесная девочка - такая красавица, умница, очень талантливая.

На земле есть место, которое наиболее вам подходит для отдыха, восстановления сил, энергии?

В моей жизни было несколько случаев, когда приезжала в совершенно незнакомое мне место, и у меня возникало впечатление, что я там прежде бывала. Я могла даже сказать, где что находится. Вот в этих местах я чувствовала себя очень комфортно, там мне было по-настоящему хорошо.

Тогда такой вопрос: были ли в вашей жизни какие-то пророческие предсказания?

Дело в том, что я сама могу предсказать какие-то вещи, поэтому, возможно, мне так сложно жить. Я вижу ситуацию наперед и, как бы потом ни старалась об этом забыть, все равно сбывается то, что видела накануне.

Как складывалась в театре ваша карьера?

Отнюдь не гладко. Я же с самого начала не соответствовала классическим канонам, и мне пришлось очень многое преодолевать в себе, чтобы стать настоящей актрисой. Конечно, в театре я была всегда востребована, у меня были роли в новых спектаклях. Меня никто не пестовал, но главное - давали работу, давали возможность раскрыться моим способностям.

У вас бывало такое, что вы забывали слова на сцене? Как тогда выходили из положения?

Ой, вот это бывало. Один случай просто потрясающий. Как-то на концерте, посвященном 30-летию Победы, я должна была исполнить песню. Слов, естественно, выучить просто не успела, и мне дали листок с текстом. Когда вышла на сцену и раскрыла его, то увидела, что он... совершенно чистый. А музыка уже играла. И вот я на ходу на эту музыку придумала собственный текст. Никто в зале ничего не заметил, но автор на меня очень обиделся, решив, что я специально взяла слова другого поэта. А сколько происходило смешного! Как-то пела в «Летучей мыши». Моя героиня Адель, изображая из себя баронессу, должна была спеть: «Дарит мне кольцо одно высокое лицо». Я же спела так: «Однажды дарит мне яйцо одно колхозное лицо»... Представляете, что после этого было на сцене? Мои партнеры от смеха не могли продолжать спектакль. В другом спектакле с меня неожиданно, к полному восторгу зала, слетела юбка, которая была мне велика, и я без нее буквально уползла со сцены.

Оперетта наложила на вас свой отпечаток?

Она не могла его не наложить. Когда-то известный актер, основатель нашего театра Григорий Ярон, сказал: «Оперетта - это искусство молодых и тех, кто умеет быть молодым». Артисты нашего театра просто не имеют права стареть!

Лилия Яковлевна Амарфий была принята в труппу Московского государственного академического театра оперетты в 1972 году сразу после окончания ГИТИСа. Прекрасные вокальные данные, выразительная пластика, яркая внешность, природное обаяние, целеустремленность и неослабевающее желание совершенствовать свое мастерство рядом с опытнейшими актерами позволили молодой, талантливой артистке в очень короткий срок стать заметной творческой личностью и занять достойное место в труппе театра.

Уже первые работы Л.Я.Амарфий - нежная и трепетная Виолетта из "Фиалки Монмартра" И.Кальмана, изобретательная и склонная к авантюре Адель из "Летучей мыши" И.Штрауса, непосредственная и озорная Стази из "Сильвы" И.Кальмана - стали неоспоримым свидетельством того, что артистка одарена разносторонне, обладает незаурядной актерской и вокальной техникой, умеет блистательно танцевать, тонко чувствует нюансы и оттенки роли. В дальнейшем, играя на сцене самые разные по характеру и величине роли, Л.Я.Амарфий сумела выработать свой собственный актерский и вокальный "почерк", научилась остро, сочно и ярко очерчивать образы своих героинь. Высокий, красивого тембра голос, грациозная пластика, танцевальность, пленительное обаяние, богатая оттенками палитра актерского самовыражения, внешняя привлекательность и богатый внутренний потенциал характеризуют Л.Амарфий на сцене, да и в жизни. Все это, помноженное на неистовую работоспособность, беспощадную требовательность к себе, постоянное стремление раздвинуть рамки традиционных амплуа в пользу характера персонажа, все это позволило Л.Я.Амарфий стать мастером высочайшего класса, которому под силу любая роль.

В жанре оперетты было немного актеров, которые могли с одинаковым блеском играть в одном спектакле две самые полярные роли. Л.Я.Амарфий относилась к их числу. В её репертуаре органично сосуществовали Ванда и Герцогиня из "Великой герцогини Герольштейнской" Ж.Оффенбаха, Анжель и Жюльетта из "Графа Люксембург" Ф.Легара, Сильва и Стази из "Королевы чардаша" И.Кальмана, Арсена и Виолетта из "Да здравствует вальс!" И.Штрауса.

До последнего дня народная артистка России Лилия Амарфий оставалась одной из ведущих и интереснейших в театре актрис. Без ее участия сложно было представить себе множество спектаклей текущего репертуара.

Своей работой в мюзиклах, шедших в последние годы на сцене Московской оперетты, актриса опровергала утверждения о том, что артисты оперетты не могут на том же уровне исполнять мюзикл. А концерт «Большой канкан», ставший одним из самых популярных спектаклей театра, наглядно демонстрировал исключительную актерскую и вокальную разноплановость Лилии Амарфий, разносторонность ее неординарного дарования. Здесь она выступала и как исполнительница классической оперетты, и как артистка мюзикла и как замечательная эстрадная певица, раскрывая свой талант в полном блеске.

В последние годы в ее репертуаре вновь появились работы в классической оперетте, пользующиеся неизменным успехом. Это Марица в спектакле «Марица» – капризная и дерзкая, привыкшая повелевать мужчинами, но трепетная и беззащитная перед настоящим чувством и Ганна Главари в «Веселой вдове» – обаятельная и остроумная, стремительная и сдержанная, нежная и страстная, Мадлен в «Фиалке Монмартра» - отдавшая предпочтение богатству и карьере перед истинным чувством, Цецилия в «Сильве» - княгиня, у которой даже спустя много лет сохранилась в душе шансонетка... В оперетте «Сильва» Л.Я.Амарфий сыграла практически все женские роли – Стази, Сильву и Цецилию – нечасто встречающийся, но красноречивый факт творческой биографии актрисы. Прекрасная школа, поразительная интуиция в поиске точного рисунка роли подкрепленные накопленным за годы работы в театре опытом подняли эти работы до высот высочайшего профессионального мастерства, а природное обаяние и контактность сделали ее, поистине, королевой сердец зрителей.

Свидетельством неизменной популярности актрисы служил целый ряд телевизионных бенефисов Л.Я.Амарфий - "В старом замке", "Автопортрет", "Как в старом кино" - показ которых вызывал живейший интерес огромной зрительской аудитории.

И вот 28 сентября 2010 года ее не стало. В это невозможно поверить! Это не может быть правдой! Ее энергии хватило бы не на один театральный коллектив! Ее талант столь бурно вырывался за рамки одного театра, жанра, что казалось, будто он неиссякаем. Сахалин, Камчатка, Сибирь, Поволжье, Прибалтика, обе Америки, Азия, Средиземноморье. Наверное, мало мест в мире, где не побывала бы она с гастролями. Вокруг нее всегда бурлила жизнь – театральная, личная... Всегда в окружении молодых талантов – скольким будущим звездам она дала дорогу в жизнь.

В январе она пышно отметила свой юбилей. Бенефис был столь динамичным и грандиозным, что все без исключения представители наших СМИ запутались, какой же, собственно, юбилей она отмечает. А критики справедливо рассмотрели в номерах концерта новые идеи, которые она в ближайшем будущем будет энергично воплощать в жизнь.

И вот теперь планы остались нереализованными. Не будет новых ролей, но остается прекрасная память о великолепной, талантливой артистке, красивой женщине, певице, о веселом жизнерадостном, добром, отзывчивом, энергичном, работающем по 48 часов в сутки, порой жестком, но справедливом человеке, жившем страстно, ярко горя, отдавая всю себя театру. Остались сыгранные ею роли, записи на радио и телевидении, фотографии... Звезды не стало... А вернее сказать, не стало актрисы, а Звезда осталась! И всегда будет светить! Звезда по имени Лилия Амарфий!

Лилия Амарфий родилась в Молдавии в городе Оргеев, начала петь с 6 лет. Первые занятия музыкой были еще в музыкальной школе г. Оргеева по классу аккордеона, параллельно во Дворце пионеров занималась танцами и вокалом. Затем Лилия Амарфий была ведущей исполнительницей национального ансамбля «Кодру», руководимого Василием Асауляком, и в эстрадном ансамбле, пела джаз. Коллектив занимал первые места на самых престижных республиканских и всесоюзных конкурсах и фестивалях, успешно выступал и за рубежом. С оркестром Василия Асауляка юная актриса выступала по всей Молдавии, а в 1966 году состоялась декада Молдавской ССР в Москве, гала-концерт проходил в Кремлёвском двореце съездов.

В 1967 году Лилия Амарфий приехала в Москву поступать в театральные ВУЗы, пробовалась в Школу-студию МХАТ и ГИТИС,Институт театрального искусства им. А. В. Луначарского на музыкальный факультет. Третий тур прослушивания в обоих ВУЗах проходил в один день. Задержавшись на экзамене в ГИТИСе, Лилия опоздала в Школу-студию МХАТ. В результате стала студенткой Института театрального искусства им. А. В. Луначарского - курс народного артиста СССР Л. Н. Свердлина, педагог по вокалу - народная артистка РСФСР И. И. Масленникова.

После окончания ГИТИСа в 1972 году Лилия Амарфий была принята в труппу Московского театра оперетты, солисткой которого являлась до последних дней. Первой ролью на сцене театра стала Стасси в спектакле И. Кальмана «Сильва». Также одними из первых ролей были Виолетта в оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра» и Адель в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь», за которые актриса получила специальные призы на II Всесоюзном фестивале творчества молодежи в Минске в 1983 году. В дальнейшем были сыграны роли в спектаклях «Золотые ключи» Зацепина, «Кадриль» Гроховского, «Жужжа из Будапешта» Журбина, «Обещание» Б. Бакарака, «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе, «Герцогиня Герольштинская» Ж. Оффенбаха, «Граф Люксембург» Ф. Легара и других. В 1990 году Лилия Амарфий сыграла Сильву в оперетте И.Кальмана «Королева чардаша», а в 1996 году на сцене театра был поставлен бенефис Л. Я. Амарфий - спектакль по пьесе П. Гаринеи и С. Джованини (музыка Р. Рашеля) «Римская идиллия».

Начиная с 1972 года Лилия Амарфий регулярно снималась в цикловой программе «Любителям оперетты», а также были поставлены 3 бенефиса - «Приключения в замке» (1976), «Автопортрет» (1986) и «Как в старом кино» (1989), режиссером-постановщиком которых был Марат Ларин.

Лилия Амарфий вела активную гастрольную деятельность как по России (от Калининграда до Камчатки), так и за рубежом (США, Германия, Израиль, Италия, Чехословакия, Венгрия, Молдавия, Украина и др.)

22 января 2010 г. на сцене Московского театра оперетты состоялся юбилейный вечер актрисы - бенефис «Лилия». Последний раз Лилия Амарфий вышла на сцену театра 9 мая 2010 года в представлении «Большой Канкан», посвященном 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Ушла из жизни 28 сентября 2010 года после тяжелой болезни. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище 1 октября 2010 (аллея № 6а, «аллея актёров»)..

8 ноября 2011 года в день рождения актрисы на сцене Московского театра оперетты состоялся вечер памяти «Лилия», в котором принял участие весь коллектив театра.

Театральные работы

  • 1972 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Сидония)
  • 1972 - И. Кальман «Сильва» (Стасси)
  • 1973 - И. Кальман «Фиалка Монмартра» (Виолетта)
  • 1974 - А. Зацепин «Золотые ключи» (Алена)
  • 1974 - И. Штраус «Летучая мышь» (Адель)
  • 1977 - О. Фельцман «Пусть гитара играет» (Зоя)
  • 1977 - О. Фельцман «Старая комедия» (Китти)
  • 1978 - А. Журбин «Жужа из Будапешта» (Жужа)
  • 1979 - Б. Бакарак «Обещания, обещания…»(Френ)
  • 1980 - В. Гроховский «Кадриль» (Павлина)
  • 1981 - И. Кальман «Королева Чардаша» (Стасси)
  • 1982 - Р. Гаджиев «Перекресток» (Зумруд)
  • 1983 - Ф. Зуппе «Прекрасная Галатея» (Галатея)
  • 1984 - И. Штраус «Да здравствует вальс» (Виолетта)
  • 1985 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Жюльетта)
  • 1986 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Анжель)
  • 1987 - Ж. Оффенбах «Великая Герцогиня Герольштейнская» (Ванда)
  • 1988 - Ж. Оффенбах «Великая Герцогиня Герольштейнская» (Герцогиня)
  • 1990 - И. Кальман «Королева Чардаша» (Сильва)
  • 1991 - А. Журбин «Пенелопа» (Ирида)
  • 1993 - Д. Шостакович «Клоп» (Зоя)
  • 1995 - Ю. Взоров «Сибирские янки» (Муза)
  • 1996 - Р. Рашел «Римская идиллия» (Мария, мама, кузина, тетя) - бенефис актрисы
  • 1997 - Б. Стрельников (Холопка) - Наталья Батманова
  • 2000 - И. Кальман «Марица» (Марица)
  • 2001 - «Большой канкан» (концерт)
  • 2002 - «Большой кордебалет» (концерт)
  • 2002 - И. Кальман «Фиалка Монмартра» (Мадлен)
  • 2004 - Ф. Легар «Веселая вдова» (Ганна Главари)
  • 2005 - И. Кальман «Сильва» (Цецилия)
  • 2006 - Ж. Оффенбах «Парижская жизнь» (Метелла)
  • 2010 - «Лилия» - Бенефис актрисы

Фильмография

  1. 1975 - Граф Люксембург - Кларетт
  2. 1975 - Девичий переполох - Анфиса, дочь дворянина Глебова
  3. 1976 - Приключения в замке - бенефис актрисы
  4. 1986 - Автопортрет - бенефис актрисы
  5. 1986 - Граф Люксембург - Анжель
  6. 1987 - Автопортрет. Виктор Кривонос - участие в телебенефисе В. Кривоноса
  7. 1988 - Граф Люксембург - Жюльетта
  8. 1989 - Как в старом кино - бенефис актрисы

съемки в телеспектаклях, передачах «Любителям оперетты» и других концертных телевизионных программах

Награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1983)
  • Народная артистка России (1998)
  • Орден Дружбы (2003)
  • Орден Почёта (2010)