Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Техника запоминания информации. Методы быстрого запоминания информации. Факторы, влияющие на скорость запоминания

Память есть у всех без исключения. Но у кого-то она развита лучше, а у кого-то – хуже. Если второй вариант вам ближе, не стоит расстраиваться – все исправимо. Существует много способов, методов запоминания. Почему бы не воспользоваться ими? Мы расскажем, как можно запомнить самую сложную информацию.

Память с точки зрения физиологии

Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.

Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.

Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.

Запоминание в психологии

Запомнить - значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В психологии это называется «ассоциативные связи».

Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.

Важно: определяем свой тип памяти

Ставя цель запомнить «как можно больше и быстрее», мы часто забываем, что есть определённые факторы, влияющие на скорость, эффективность запоминания. Учтя их, можно упростить этот процесс.

  • Психологические особенности памяти. То есть определение, какой ее тип развит больше.
  • Характер материала для запоминания (текст, аудиотекст, событие, изображение).
  • Если это текст, стоит учесть его тематику, сложность композиции, объем, сюжет.
  • На какой период, как подробно нужно запомнить.

Чтобы определить, какой тип памяти преобладает, можно пройти тест . Для этого понадобится три листа бумаги, которые нужно пронумеровать. Следующий шаг – записать (или попросить кого-то об такой услуге) на каждом из листов по 10 слов. Например:

  • олень;
  • трава;
  • яблоко;
  • осень;
  • ночь;
  • журнал;
  • телевизор;
  • музыка;
  • папа.

Приступаем к следующему листу с новыми 10 словами. Теперь их нужно прочитать про себя, после перевернуть и записать.

Третий шаг, третий лист – чтение слов, записывание их в воздухе.

Теперь проверяем результаты: если наибольшее количество совпадений на листе 1 – это говорит о лучшей работе аудиальной (слуховой) памяти. Большие совпадения на листе 2 свидетельствует о хорошо развитой зрительной. Она преобладает у многих людей. Третий лист отвечает за кинестетическую память. Такая склонность достаточно редкая, но все же встречается.

Эффективные методы запоминания

Сейчас существует не малое количество различных методик, упражнений, направленных на развитие памяти. Они базируются на психологических стратегиях или концепциях.

Метод мультисенсорной рецепции.

Чем больше рецепторов восприятия задействовано при процессе восприятия, тем эффективнее будет результат. Если цель состоит в запоминании названий предметов или объектов, лучше всего не просто читать, заучивать слова, а смотреть на их изображение. В этой же методике некоторые ученные рекомендуют связывать заучивание с элементами искусства, например, слушать классическую музыку при изучении текста.

Ассоциативная практика.

Ассоциирование помогает мозгу выстраивать логические цепи, связанные с запоминанием нужных объектов или событий. Связывая предмет со значимым событием или физическим его воплощением, запомнить что-либо проще.

Принцип сортировки материала.

Таким принципом руководствуются те, хочет сэкономить время. Заключается он в сортировке материала по блокам или темам, заучивание его частями. Это помогает запомнить материал быстро, качественно, прочно.

Методика шведского стола.

Такие методы запоминания полностью противоположны сортировочному принципу, заключаются в заучивании, повторении информации подряд, не разбивая ее на блоки. Многие чемпионы турниров по запоминанию пользуются данной методикой, утверждая, что лучше учить предметы, осваивая навыки разнообразных категорий. Ассоциируют технику с дегустацией различных блюд шведского стола, а не обычным заказом с помощью меню.

Способ отбрасывания слов.

Нужный материал для изучения переписывается вручную, с отбрасыванием некоторых слов (оставлять нужно только первую букву). После – читать текст, восстанавливая пропущенные моменты по памяти. Существуют специально созданные программы, которые после загрузки текста перекрывают части слов. Такой способ выручает при заучивании стихотворений.

Рифма.

Методика часто используется, чтобы запомнить правила. Может, словосочетание «правила в стихах» звучит по-детски, но зато можно надолго запомнить, что «Ударение в слове катало г падает на третий сло г !».

Цифры.

Существует техника связывания слов с цифрами. Это разновидность техники ассоциаций. Например, 0-бублик, 2- лебедь, 8-очки … Такой прием можно применять при изучении слов с ребёнком, приводя подобные примеры для простого запоминания.

Метод Цицерона заключается в представлении предметов в знакомой обстановке. Техника действенна во время изучения языков. Когда возникает потребность вспомнить слово, ассоциация происходит со знакомой обстановкой: cat лежит на кровати, а wardrobe стоит в углу.

Как запомнить все без особых проблем: 8 секретов

Эти детали помогут сконцентрироваться на нужной информации, сделают процесс запоминания интересным.

  • Важные мысли должны фиксироваться . Записывая нужный материал, мы развиваем механическую память. Очень полезным окажется ведение письменного дневника. Ученые утверждают, что мозг способен прочно концентрироваться на отрицательных мыслях. «Выплескивание» плохих мыслей на бумагу перед началом заучивания хорошо повлияет на результат.
  • Природа помогает . Заучивание материала на природе повышает концентрацию внимания на 20%. Если выбраться на свежий воздух не получается, можно просто посвятить время себе и немного расслабиться.
  • Уровень громкости имеет значение. Произношение слов вслух и громко увеличивает эффективность запоминания на 10%. Особенно это касается заучивания иностранных слов.
  • Использование диктофона для записи своего голоса задействует сразу несколько видов памяти.
  • Смена обстановки поможет, когда мозг совсем не хочет работать, а слова «не лезут» в голову. Это говорит об общем переутомлении, а значит не стоит забывать давать организму отдых, менять окружение.
  • Здоровье – в первую очередь . Делая постоянные умственные нагрузки, нужно помнить о правильном образе жизни, занятиях спортом и крепком сне.
  • Стимулируйте себя приятным вознаграждением за пройдённый и выученный материал.
  • Повторение – неотъемлемая часть изучения любой информации. Особенно полезно повторение перед сном.

Закончить хочется словами американского писателя Джека Керуака: «Доверьтесь своей памяти, результаты вас удивят». Используйте наши рекомендации и поделитесь ими с друзьями. Работая над собой, запомнить можно всё.

© www.medicalcollege.ru

Способность к обучению, пожалуй, один из важнейших навыков человека, а самое главное в обучении, конечно, запоминание информации, умение её анализировать и применять. Если человек умеет эффективно учиться, ему легче осваивать различные профессии и применять свои знания в жизни. По мнению некоторых учёных, методы запоминания сведений, которые используются при обучении школьников и студентов, вроде зазубривания отдельных параграфов учебников, не слишком хороши, так как не позволяют учащимся использовать весь потенциал мышления. Вот некоторые хитрости получения и обработки сведений, которые могут существенно повысить продуктивность учебного процесса.

1. Старайтесь обходиться без шпаргалок

Когда вам необходимо вспомнить какую-либо информацию, не спешите лезть в интернет или доставать конспект - лучше попытайтесь восстановить нужные сведения, обратившись к памяти. Этот приём укрепляет нейронные связи между отделами мозга и развивает ассоциативное мышление.

2. Берите примеры из личного опыта

Старайтесь объяснять новую информацию своими словами, связывать её с полученными прежде знаниями и случаями из жизни. Использование этой техники позволит вам более эффективно запоминать сведения и быстрее извлекать их из памяти, благодаря большому количеству ассоциаций с событиями из вашего опыта. К примеру, если вы пытаетесь усвоить суть такого физического явления, как теплопередача, представьте, как чашка с кофе греет ваши ладони.

3. Чередуйте запоминаемые сведения

Если вам предстоит осмыслить большие объёмы информации, относящейся к различным отраслям знания, воспользуйтесь техникой чередования, то есть, сначала выучите часть информации по одному предмету, потом по другому, затем снова по первому и так далее. Чередование помогает избежать такого известного всем студентам явления, как «каша в голове» и повышает эффективность изучения предметов, ведь чётко структурированные сведения использовать гораздо проще, чем хаотическое нагромождение фактов.

4. Генерируйте свои версии решений

Не ждите, пока преподаватель объяснит вам суть какого-либо явления или принцип технологии - лучше проявить инициативу и сначала попытаться самостоятельно разобраться в проблеме, а уж затем обсудить спорные моменты с педагогом. Умение выдвигать различные версии и вычислять наиболее вероятные из них несомненно, пригодится вам в будущем. Например, если возникнут затруднения в работе, вы сможете проработать варианты решений и выбрать самый подходящий из них, не обращаясь за помощью к начальнику.

5. Обдумывайте полученные данные

После окончания работы над заданием или посещения занятий спросите себя, что удалось реализовать, а что нет, как можно улучшить результат и о чём свидетельствуют полученные сведения.

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что упорядоченный анализ существенно повышает эффективность работы и результативность обсуждения проблем. В ходе одного из экспериментов специалисты обнаружили, что всего 15 минут письменного обдумывания в день повышают производительность труда на 23%.

6. Применяйте мнемотехнику

Далеко не всю информацию удаётся связать с примерами из жизни - например, если вы никогда не имели дела с китайцами, запомнить имена китайских императоров какой-либо династии в хронологическом порядке довольно трудно. В этом случае поможет так называемая мнемоника или мнемотехника - комплекс способов усваивания информации путём привязывания её к определённым визуальным образам или фразам. Один из самых частых примеров использования мнемоники - запоминание семи основных цветов солнечного спектра с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»), где начальная буква каждого слова соответствует цвету.

7. Определите пробелы в своих знаниях

Чтобы запоминание, а следовательно и использование информации было более эффективным, обсуждайте полученные сведения с коллегами по обучению. Обратная связь выявляет моменты, которые вы понимаете не до конца и указывает на «белые пятна» в вашем представлении о предмете обсуждения. Каждый человек в той или иной степени подвержен когнитивным заблуждениям, которые могут создать впечатление, что явление изучено целиком и полностью. Вопросы коллег помогут осознать, действительно ли вы досконально знаете предмет дискуссии или стоит получше выучить матчасть.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Как развить уверенность в себе

Можно ли «очистить организм от токсинов»?

5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» — процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Неразрешенная загадка

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Однако, не все так очевидно и просто, как может показаться на первый взгляд. И здесь имеет место занимательный парадокс: за 10 лет клетки головного мозга полностью обновляются, но воспоминания остаются, и в своем качестве нисколько не теряют. Многочисленные опыты с применением техник гипноза доказывают, что в нашей памяти сохраняется абсолютно все, что встречается нам на жизненном пути. И хотя большая доля этой информации хранится на уровне подсознания, при определенных условиях эти воспоминания вполне реально извлечь наружу.

Процесс запоминания

На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным. Хотя, помимо обычного механического повторения на качество запоминания также влияют и другие факторы.

Факторы, влияющие на скорость запоминания

1. Эмоции

Как известно, эмоционально насыщенные события всегда оставляют ярчайший след в памяти человека. По тому же принципу информация, сопряженная с большой радостью или великим огорчением, непременно запомнится глубоко и надолго.

2. Концентрация

Умение абстрагироваться от внешних отвлекающих факторов и сосредотачиваться на объекте запоминания играет также немалую роль. В связке с умением концентрироваться, конечно, находятся и мотивация к запоминанию, и сила воли.

3. Интерес

Это одно из наиболее продуктивных состояний для запоминания. Интерес к чему-либо высвобождает невероятный энергетический потенциал, и человек попадает в так называемое состояние потока. Многим наверняка знакомо состояние, когда какое-то занятие захватывает настолько, что порой забывается даже потребность в еде и сне.

4. Физическое и психологическое состояние

Очевидно, что в гармоничном состоянии человек будет более эффективен. Совсем другое дело, когда ресурсы организма истощены недосыпанием, плохим питанием, болезнью или эмоциональным напряжением. В этом случае для полноценной деятельности мозга просто не будет хватать энергии.

5. Важность и полезность информации

Легче мы запоминаем то, что применимо в нашей повседневной жизни. Защитные механизмы мозга бесполезную информацию быстро стирают из оперативной памяти, дабы не происходила перегрузка. Как пример, иностранный язык быстро забудется, если отсутствует постоянная языковая практика.

Методы быстрого запоминания

1. Ассоциации

С помощью ассоциаций можно создать связи между новой незнакомой информацией и уже хорошо изученной старой. Этот метод особенно хорош, когда нужно заучить что-то с максимальной точностью. Например, отрывок из художественного произведения, стихотворение, иностранные слова, набор символов, или теоретическое определение.

Примеры различных типов ассоциаций:

  • Созвучие: ионная пара – конная пара;
  • Простые ассоциации: сноуборд – зима – снег – север – олень — рога;
  • Конкретизирующие понятия: млекопитающее – корова, ягода – ежевика;
  • Подобие форм и красок: графит – ночь, планета – шар

2. Структурирование

Быстро усвоить информацию поможет разбиение ее на логические разделы и построение между ними причинно-следственных связей.

Например, в истории точками разделения могут служить некие переломные моменты: начало войны, заключение договора, реструктуризация в правительстве, революция. А связи будут формироваться вокруг этих ключевых точек при анализе предшествующих и последующих событий (например: причины войны, последствия войны);

3. Эмоциональное наполнение

Как ранее было отмечено, лучше запоминается то, что несет яркий эмоциональный окрас. Потому, связывая заучиваемую информацию с личными душевными переживаниями, можно значимо ускорить этот процесс. Текст, драматично прочитанный с соответствующей жестикуляцией и мимикой, запомнится гораздо лучше и быстрее, чем он же, но прочитанный монотонно и бесчувственно;

4. Намерение

Предварительная волевая настройка на то, чтобы выучить заданный объем информации, также повысит эффективность запоминания;

5. Практические примеры

Долгосрочному запоминанию способствует осознание применимости изучаемого материала в реальных жизненных ситуациях. Потому из любой познаваемой информации важно выносить собственные выводы: этические уроки, актуальные законодательные прецеденты или бытовые хитрости. Все, что несет в себе практическую пользу, надолго укоренится в памяти.

Комплексное применение вышеизложенных методов позволит ощутимо сократить затраты времени на запоминание. А в качестве бонуса скучная зубрежка трансформируется в увлекательную практику познания.

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом . В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Непроизвольное запоминание

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные .

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует , тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не . Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Ассоциативно-образные приемы

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и , считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Методика смыслового запоминания

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Видео версия статьи:

Даже людям, далеким от процесса обучения, время от времени требуется быстро запомнить некоторую информацию – пароли, тезисы доклада, массивы цифр. Школьники и студенты почти каждый день сталкиваются с необходимостью тренировать память. Ученые давно доказали, что механическое запоминание неэффективно, и придумали множество различных техник.

Техника запоминания информации

Фото Shutterstock

Организация информации

Упорядоченную информацию гораздо легче запомнить, чем хаотичную. Так, если вам нужно запомнить, что купить в магазине, проще всего составить список из нескольких позиций. Памятуя о том, что в списке было 9 пунктов, ваш мозг будет искать ответ, пока все позиции не будут мысленно помечены «галочкой».

Классифицируйте то, что требуется запомнить. Возвращаясь к списку продуктов, гораздо проще разделить его на несколько подгрупп, руководствуясь, например, отделами в магазине – молочный, рыбный, мясной, бакалея, а не стараться уместить в памяти случайный набор товаров.

Запомнить более сложную информацию помогают схемы, таблицы, диаграммы и графики. Составляя их, вы не только сортируете и обобщаете, ищите сходства и различия, но и обращаетесь к пространственной памяти, подключая ее в процесс запоминания.

Визуализируй это

Визуализация – мощное средство для запоминания. Чтобы назвать предметы, стоящие в вашей комнате, вам достаточно мысленно представить себе картинку – вид помещения и вот вы уже готовы перечислить все без исключения. Яркий, четкий мысленный образ поможет запомнить имена, маршруты, структурированную по ключевым словам информацию.

Если вам требуется запомнить много имен и связать их с лицами, выделяйте в каждом человеке характерную особенность, кидающуюся в глаза, и мысленно крепите к ней «ярлычок» с именем. Стараясь удержать в памяти маршрут, ставьте в уме красные галочки на примечательных деталях, встречающихся вам по пути. Наш мозг лучше всего «цепляется» за странные, необычные образы, поэтому, чем нелепее будет картинка – тем лучше. На технике визуализации основана методика «снимков», когда необходимые для запоминания вещи организовываются в некую картинку, с которой мысленно делается фотография.

Если вы не визуал, старайтесь запомнить информацию, используя ваш привычный канал восприятия – через звуки, запахи, ощущения. Так, запоминая дорогу, выделяйте не яркую деталь, а звук, с которым трамвай пересекает неровность на рельсах , запах булочной на углу и тому подобные вещи.

Рифмуйте

Маленькие дети легко запоминают алфавит, потому что он зарифмован. На свете существуют сотни смешных стишков, позволяющих запомнить те или иные вещи – неправильные глаголы, мышцы тела, слова-исключения. Придумывайте свои стихи и чем смешнее, тем лучше, потому что наш мозг любит «развлекаться» и веселый нелепый рифмованный текст он запомнит лучше, чем нужную, но серьезную информацию.

Например, для того, чтобы запомнить ударения в сложных словах, кто-то приумал такой стишок: Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта

Пользуйтесь аббревиатурами и акронимами

Аббревиатуры и акронимы делают информацию компактной. Легче запомнить США, чем Соединенные Штаты Америки, удержать в памяти ГЛОНАСС, а не Глобальную навигационную спутниковую систему. Если вам, к примеру, надо запомнить названия рек или горных пиков, организуйте их первые буквы в звучное слово, лучше всего такое, которое вызывает у вас приятную ассоциацию. Не старайтесь придать аббревиатуре смысл, если не получается, она все равно останется в памяти. Например, бессмысленное слово ДАМАН, обозначающее порядок ударения в стихах трехсложных размеров, все равно проще запомнить, чем то, что стих, в котором ударение падает на первый слог называется дактилем (ДА), на второй – амфибрахием (АМ), а на третий - анапестом (АН).

Как запоминать цифры и формулы

Для тех, кому постоянно необходимо быстро запоминать большие массивы цифр, была придумана методика, по которой каждой цифре соответствует какое-либо изображение, выбранное по наиболее удобной для запоминающего ассоциации. Так, двойка для кого-то лебедь, семерка – сабля, четверка – стул и так далее. Чтобы запомнить ряд цифр, придумайте про них историю и зафиксируйте ее в памяти при помощи яркой картинки. Например, 274 – это лебедь с саблей забрался на стул. Согласитесь, такое не так уж просто забыть.

Согласно этой методике можно легко запомнить и формулы, также представив латинские буквы и символы (вычитание, сложение, деление и т.п.) в виде каких-либо зверей или предметов.

Запоминая просто длинное число, делите его на «кусочки» из 3-4 цифр. Ученые давно доказали, что именно этот объем информации идеален для нашего мозга

Запоминайте через «приятное»

Чтобы запомнить что-то скучное и неинтересное, постарайтесь найти к нему какую-то яркую, важную для вас пару. Например, если вы любите древнегреческую философию, а вам приходится учить историю Китая, запомните, что Конфуций был на 10 лет младше Сократа.

Придумывайте истории

Чтобы запомнить некую последовательность, придумывайте коротенькие истории. Например, чтобы быстро запомнить, в каком порядке идет классификация организмов: - царство; - тип; - класс; - отряд; - семейство; - род; - видов, можно использовать такое предложение: «царь Тимофей квас оценил с соком, ромом и водкой».