Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Ребенку 10 месяцев когда станет легче. Развитие ребенка в десятый месяц жизни. Доктор Комаровский о развитии крохи в этот период

Началась последняя четверть года - время интенсивного психического развития ребенка. Неуемное любопытство заставляет его вставать на ножки, тянуться к незнакомым предметам, активнее действовать руками, а «овладение» пространством, совершенствование мелких движений кисти расширяют мир его представлений и понятий. Снова и снова действует закон плодотворнейших обратных связей «моторика - психика».

Десятый месяц – это время интенсивного психического развития малыша. Темпы роста замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8,5 до 10 килограммов, рост в среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой, так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь.

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев. Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Pубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба, а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства

Если к концу десятого месяца малыш:

не сбрасывает игрушки со стола;
не может махать головой в знак отрицания или согласия;
не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Новости купания

Физическое и психическое развитие малыша отчетливо проявляется в его отношении к купанию. После 3-4 месяцев он уже не сопротивляется при опускании его в ванночку. В 6-7 месяцев принимает активное участие в купании. Сам протягивает для мытья то ручку, то ножку. Любит барахтаться, плескаться в воде, громко смеется и лепечет.

С десятого месяца активность ребенка столь велика, что даже мешает спокойно проводить купание. Он стремится превратить купание в новую игру. Старается поймать рукой лицо или волосы наклонившейся матери, хватается за губку, плавающие игрушки, поднимает ручки на голову, когда губкой или махровой варежкой натирают ему тельце, и кричит, когда его намереваются вынуть из ванны.

Меняются с возрастом и правила купания. Во втором полугодии малыша нужно купать через день. Но если позволяют условия, то желательно продолжать купание ежедневно. Ребенок купается сидя. Намыливанию предшествуют теплая ванна с водоплавающими игрушками.

Не хотят купаться (это, правда, бывает редко) лишь дети, которых однажды погрузили в более горячую или холодную, чем обычно, воду. «Тепловая» память у малышей очень развита, поэтому они долго не могут забыть эту ситуацию и боятся воды. Иногда десятимесячный ребенок отказывается садиться в ванне. Причины этого явления неизвестны. И, хотя это непедагогично, советуем некоторое время пойти на поводу у малыша и мыть его стоящим, под дождиком из лейки.

Как и прежде, ванночка малыша должна использоваться только для купания. Все купальные принадлежности должны содержаться в чистоте, периодически (один раз в неделю) кипятиться или обдаваться крутым кипятком. Поролоновые губки использовать не следует, так как их нельзя кипятить.

При купании сидящего ребенка сначала протирается губкой или махровой варежкой лицо без мыла. Затем детским мылом моется голова. Чтобы мыло не попало в глаза, нужно смывать его, наклонив голову назад. Потом намыленной губкой или варежкой моются конечности и туловище. В заключение процедуры ребенок окатывается чистой водой из кувшина.

Последнее очень нравится детям. Окатывание хорошо еще и тем, что, отвлекая ребенка, позволяет ему без сожаления расстаться с уютным теплом ванны. После ванны тельце можно уже не только промокать, но и растирать мягким полотенцем. Волосы расчесывать мягкой индивидуальной детской щеткой или частым гребнем. Купание обычно завершает дневное бодрствование и служит переходным этапом к ночному отдыху.

Сон и бодрствование

Теперь ребенок не только бодрствует иначе, чем раньше, он и спит не как раньше! Меньше, и нередко беспокойнее. Ему уже нетрудно менять положение в кровати, и вот новая проблема: постоянно сбрасывает с себя одеяло. Можно закрепить его края под матрацем, хотя это и не очень надежно - ребенок ухитряется выползти и улечься сверху. Попробуйте дополнить гардероб малыша ночной рубашкой. Она должка быть длинной, внизу ее можно застегнуть на пуговицы, чтобы получилось подобие спального мешка. Взрослому, чтобы уснуть, хочется укутаться потеплее, а вот дети лучше засыпают, если в комнате прохладно и они не слишком укутаны.

Не забывайте перед сном проветривать комнату. Попробуйте укладывать ребенка сначала без одеяла, а потом, когда он, перестав копошиться, уснет, осторожно укрыть.

Редкий ребенок этого возраста спит спокойно всю ночь. Но один, повертевшись, снова засыпает сам, к другому приходится подойти, и не раз.

Особенности сна - зеркало особенностей ребенка, его характера, темперамента, состояния нервной системы. Во сне, или в связи со сном, иногда проявляются ранее не замеченные в бодрствовании тонкие симптомы неврологических расстройств. Если что-либо в этом плане вас беспокоит, покажется необычным - покажите ребенка детскому невропатологу. Нередко малыш трудно засыпает - это может быть проявлением нервного заболевания, но очень часто причина гораздо проще: ребенка слишком поздно укладывают на второй дневной сон, и он просто не успевает «нагуляться».

Промежуток между окончанием дневного и началом ночного сна должен быть не меньше четырех часов. А за два часа до ночного сна надо прекратить всякие бурные развлечения, заигрывания с ребенком, тормошение и подбрасывание, что обычно любят проделывать пришедшие с работы папы.

Иногда, чтобы ребенок спокойнее уснул, приходится несколько изменить режим его питания и дать незадолго до сна не кефир, а что-то поплотнее, например, кашу.

Бывает, и довольно часто, родителей беспокоит, что их ребенок спит с полузакрытыми глазами. Это может быть его индивидуальной особенностью, а иногда даже семейной, выясняется, так спит кто-то из родителей. Но присмотритесь симметрично ли опущены веки? Если одно всегда выше, другое - ниже, можно думать об остаточных явлениях какого-то воспалительного процесса, захватившего и лицевой нерв. Он мог пройти незамеченным. Такое подозрение подкрепляется, если, присмотревшись, вы обнаружите, что и в бодрствовании, и в моменты плача появляется асимметричная гримаса. Заочно ничего не скажешь. Ребенка должен обязательно посмотреть невропатолог.

Мамы тревожатся, когда видят, что во сне ребенок вздрагивает. Но когда и как? Если вздрагивает только при внезапном громком стуке, телефонном звонке, это естественно, если вздрагивает засыпая и перед тем как проснуться, - это тоже естественно, потому что в такие моменты отдельные группы мышц расслабляются или напрягаются неравномерно, не все сразу. А вот если он вздрагивает среди ночи, причем вздрагивания идут сериями -по 2-3 или даже по 5-6 подряд, требуется консультация невропатолога.

Обычно больше следят за тем, как ребенок засыпает, а не за тем, как он просыпается. А ведь это тоже очень важный момент, который много говорит о характере малыша, его самочувствии, состоянии нервной системы. Если просыпается с улыбкой, веселый и жизнерадостный, можете быть за него спокойны! А если всегда с плачем, криком, недовольный, капризный, надо озаботиться - что с ним.

Иногда так ведут себя дети, которые по необходимости - или без нее - выросли буквально на руках, привыкли к ощущению постоянного материнского тепла. Как же: вдруг проснулся, а ничего этого нет?

Страх, тревога, отчаяние! Не надо закреплять этот рефлекс. Мама примерно знает, когда ребенок проснется, и необходимо оказаться к этому моменту рядом, взять малыша на руки, согреть, приласкать, успокоить, чтобы он не успел расплакаться и чтобы пробуждение его было приятным.

Причиной утреннего плача может быть головная боль. Она случается с детьми, у которых повышено внутричерепное давление: ночью при долгом лежании ухудшается отток крови из полости черепа, происходит застой венозной крови. И здесь уже, конечно, требуются лечебные меры.

Родителей пугает и другое явление: во время бодрствования ребенок вдруг широко раскрывает глаза, так, что над зрачком становится видна белая полоска глазного яблока. Обычно это реакция на стук, резкий хлопок, неожиданно зажженный свет. Так бывает и у взрослого, и само по себе это не страшно. Не если, плюс к тому, ребенок плохо засыпает, спит беспокойно, просыпается недовольный, если при плаче у него дрожат ручки - налицо уже набор симптомов, или, как говорят врачи, симптомокомплекс, и он требует внимания.

Мало или много спит ваш малыш? Вопрос непростой, потому что здесь стандартов нет, у каждого своя потребность в сне. В среднем, на десятом месяце ребенок спит два раза днем по полтора-два часа и десять часов ночью. Но если, проспав ночью всего восемь часов, ребенок просыпается бодрым, веселым, с хорошим настроением и аппетитом, значит, он спал как раз столько, сколько ему требуется. Ориентир -- не общие нормы, а комфортное состояние именно вашего малыша!

Гимнастика от 9 до 12 месяцев

Обязательно занимайтесь с ребенком гимнастикой каждый день! Занятия помогают ему увереннее сделать свои первые шаги. Они способствуют закаливанию, ведь в это время малыш раздет. Еще одно неоценимое достоинство - мамины прикосновения. Физический контакт с матерью, да и с отцом тоже, создает у ребенка чувство защищенности, успокаивает, вызывает целую гамму положительных эмоций.

1. Круговые движения руками - выполнять с кольцами.

2. Поднимать выпрямленные ноги. Положите ребенка на спину и, держа на высоте его пока выпрямленных ног гладкую палочку или большую яркую игрушку, побуждайте, подняв ножки, коснуться ее. В первый раз помогите ему; еще два-три раза - и он, вероятно, с удовольствием проделает это сам.

3. Топанье. Малыш лежит в том же положении - на спине. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, стопы упираются в стол. Приговаривая «топ-топ-топ», покажите как можно топать по столу. Получается что-то вроде бега на месте.

4. Поворот со спины на живот. Для стимула можно использовать привлекательную игрушку, располагая ее то справа, то слева, чтобы ребенок повернулся несколько раз в обе стороны. Он уже понимает или очень скоро начнет понимать вашу просьбу: «Повернись на животик» и ваши поощряющие слова: «Хорошо, молодец, очень хорошо!».

5. Вставание на ноги из положения лежа на животе. Дайте в руки малышу кольца и, легко потягивая за них, помогите ему встать сначала на колени, а потом и на ноги.

6. Наклоны и выпрямления туловища. Поставьте ребенка, прислонив его спиной к себе, одной рукой придерживая колени, другой - живот. Положите у его ног удобную для захватывания игрушку и предложите достать ее и выпрямиться. Упражнение повторите два-три раза.

7. Присаживание. Положив ребенка на спину и слегка придерживая ладонью ножки ниже коленей, предложите ему два-три раза сесть.

8. Сгибание и разгибание рук в положении сидя (а позднее - стоя). Это упражнение тоже хорошо делать с кольцами -- вы держитесь за них вместе с ребенком и, потягивая, попеременно сгибаете его руки 6-8 раз.

9. Приседание. Поставьте ребенка лицом к себе и, придерживая за кисти полусогнутых в локтях рук, предложите ему несколько раз присесть. Позднее и это упражнение можно будет выполнять с кольцами.

10. Присаживание. Попробуйте, уже не придерживая малыша, помочь ему сесть из положения на спине, потягивая за кольца или палочку, которую он держит. Закончить занятие можно упражнением «мостик». Положив ребенка на спину и обхватив одной рукой стопы, медленно сгибайте его под прямым углом. Затем другую руку подведите под поясницу и слегка приподнимите его вверх и вперед так, чтобы малыш прогнулся, опираясь на стопы и затылок. Упражнение достаточно сделать два раза.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Питание ребенка в 10 месяцев

Прикладывания к груди учащаются: днем 4-6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4-6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш "по-свойски" обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Уход за ребенком в возрасте 10 месяцев

Выделительная система . Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации — устанавливать зрительный контроль над этими функциями.


Десятимесячные детки продолжают расти и вытягиваться, они жадно впитывают информацию о каждом незнакомом для себя предмете, быстро учатся и поражают родителей всё новыми навыками. В их поведении и отдельных поступках всё сильнее проступает осмысленность и самостоятельность, а характер начинает приобретать индивидуальные личностные черты. Чтобы поддерживать здоровье малыша и его стремление к познавательной деятельности, родителям не помешает иметь представление, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев.

В 10 месяцев малыш прибавляет около 450 г в весе, подрастая от 1 до 1,5 сантиметра. На половину сантиметра увеличивается его головка и грудная клетка. Небольшой набор веса при общем стремительном развитии – это результат увеличения двигательной функции ребёнка.

Для данного возраста также характерно появления боковых резцов, и у карапуза уже может быть от 4 до 6 молочных зубов.

Некоторые проблемы могут возникать у крохи из-за несформированного иммунитета. Мамино молоко, которое до этого момента поддерживало его организм, уже не обладает такими ценными свойствами, поэтому родителям следует беречь детей от внешних неблагоприятных факторов и поражения инфекциями.

В целом, у детей значительно улучшается моторика ручек, координация, они становятся сильнее и выносливее, дольше могут оставаться в бодром состоянии.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Развивающие игры и занятия для детей в 10 месяцев

Развитие ребёнка в 10 месяцев предусматривает самые разные направления. Для укрепления мышц и связок, более скоординированных движений в первой половине дня необходимо несколько часов посвящать активным играм – пусть малыш катает мяч, машинку или коляску, если ему нравится танцевать, делать это лучше под весёлую и ритмичную музыку. Во время прогулок карапуз уже может играть в песочнице с совочком и формочками.

Неплохо потренировать малыша подниматься на ступеньки, сделав ему небольшое возвышение или научить его безопасно спускаться с дивана или кресла.

Специальная зарядка должна проводиться ежедневно, в комплекс упражнений входят:

  • приседания;
  • прыжки;
  • повороты тела в стороны;
  • вращательные движения руками;
  • висы на домашнем турнике с помощью папы или мамы.

По прежнему ребёнку необходим массаж, который осуществляется после физических упражнений. Делают его очень осторожно, стараясь не оказывать сильного давления на нежную детскую кожу. Основные движения – это мягкое поглаживание, разминание и растирание. При этом следует избегать области пупка и сердца. Спинку массируют, не затрагивая позвоночник, круговыми приёмами.

Если родители знают, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, они поймут, почему так важно заниматься с ним разными видами творчества. Мелкую моторику нужно продолжать развивать, ведь она связана с речевой функцией маленького человека. Для дальнейшего совершенствования можно порекомендовать научить ребёнка пользованию красками и пластилином, но лучше начинать с обычного подсоленного теста. Неважно, что первое время на бумаге можно будет увидеть лишь абстрактные мазки и хаотично расположенные линии, а из теста получится лишь небольшая лепёшка – главное, чтобы желание творить у ребёнка не пропадало, и, кто знает, возможно в скором времени он будет изумлять родителей своими талантами в изобразительном искусстве.

Любые игры с кубиками, пирамидками, деталями конструктора, помимо того, что развивают ручки детей и их координацию, способствуют совершенствованию логического мышления, тренируют внимание и память крохи. Такие игры и игрушки обязательно должны быть в арсенале ребёнка.

Так же важно обучение с помощью книг, которые развивают интеллект и кругозор малыша. Речь идёт о самых разных изданиях – это обычные детские книги, которые будет читать малышу мама, интерактивные, поющие и разговаривающие книжки-игрушки, детские энциклопедии с реалистичными иллюстрациями.

Ориентируясь на то, что должен уметь 10 месячный малыш, можно заниматься с ним чем угодно, лишь бы такая деятельность представляла для него живой интерес. Скорее всего, родители уже знают увлечения своего маленького непоседы, и, наверняка, найдут для него подходящие занятия.

Сколько спит малыш в 10 месяцев

Важным показателем здоровья ребёнка является его сон. В 10 месяцев малыши спят меньше, чем в предшествующий период – на ночной отдых у них уходит 9-10 часов, а днём деток кладут отдыхать дважды на полтора или два часа. Некоторым карапузам хватает одного тихого часа в день и часто они противятся вечернему укладыванию. Если при этом кроха прекрасно себя чувствует, он бодр и ест с аппетитом, возможно, не стоит его заставлять – можно сделать более ранним ночной отход ко сну.

Если малыш привык поздно ложиться, это может негативно отразиться на его нервной системе – врачи советуют постепенно отучивать детей от этой плохой привычки и ежедневно сдвигать время сна на 10 минут раньше.

Полноценный сон нужен ребёнку для восстановления организма после активных часов бодрствования, таким образом, отдыхают и расслабляются его мышцы, нормализуется работа мозга и нервной системы. Поэтому родителям для качественного сна ребёнка необходимо создавать оптимальные условия, включающие обязательное проветривание детской, контроль нормальной влажности (около 60%) и температурного режима (20-22 градуса). Большое значение имеет комфорт, создаваемый детским матрасом, который должен быть в меру твёрдым и упругим. Чистое бельё, вечернее купание, массаж будут способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Ужинать карапуз должен не позднее, чем за 40-50 минут до сна.

Особенности питания в 10 месяцев

Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.

Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.

Блюда, которые составляют основное питание:

  1. Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
  2. Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
  3. В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
  4. В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.

Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты.

Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.

Уход и прогулки

Личная гигиена становится особо важным аспектом в возрасте десяти месяцев. Наряду с тем, что малыш активно играет на полу и пачкается, у него совершенствуется работа половых желез, из-за чего карапуз начинает потеть. Если до 10 месяцев детей купают через день, то теперь водные процедуры рекомендуется осуществлять регулярно. После купания обязательно проводят воздушные ванны в течение 5-10 минут и делают ребёнку лёгкий массаж.

Личико и ручки дети уже умывают сами, но подмывания всё ещё требуются, так как малыши иногда забывают проситься на горшок, хотя уже знакомы с этим предметом обихода. Педиатры советуют сажать кроху на горшок по утрам – таким образом, он будет приучаться к этому времени из-за естественных позывов, и очень скоро станет проситься сам, кроме того, стул его будет регулярным, так как к такому режиму привыкнет детский организм.

Что касается прогулок, им отводится по 4-6 часов в день. В летние дни это время может быть увеличено, ведь чем больше малыш пребывает на свежем воздухе, тем лучше он кушает и спит. Времена, когда кроха при выходе на улицу мирно засыпал в своей коляске, постепенно отходят в прошлое – теперь ребёнок с радостью бодрствует и изучает окружающие его явления, живые и неживые объекты. Кстати, после такого активного досуга, малыш уже вряд ли откажется от тихого часа по возвращению домой.

Развитие ребенка в 10 месяцев: видео

Понимая, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители должны чутко прислушиваться к потребностям и желаниям своего сына или дочери. Ведь только постоянное общение и доверительные отношения помогут им правильно направлять малыша в его целях и действиях, а отталкиваясь от усреднённых показателей, можно успешно контролировать развитие маленького человека и точно знать, когда ему нужна помощь.

Десятимесячный малыш – это маленькая формирующаяся личность. Проявления характера заметны во всем: ребенок хочет быть самостоятельным, сосредотачивается на каком-либо деле и возмущается, когда ему мешают. Развитие ребенка в 10 месяцев очень стремительно –мамы порой не успевают фиксировать новые достижения за день и обсуждать их на форуме – столько их много.

Успехи малыша в 10 месяцев:

  1. Обычно к этому возрасту у ребенка уже есть как минимум 4 зубика. Но этот процесс индивидуален – не стоит волноваться, если их еще нет.
  2. Малыш самостоятельно стоит в кроватке, держась за бортики. Может приседать и подпрыгивать в ней, передвигаясь по периметру.
  3. Малыш способен пользоваться несколькими предметами сразу: например, подталкивать палочкой мяч.
  4. Повторяет движения взрослых. С интересом исследует содержимое шкафчиков и комодов, открывая и закрывая дверца.
  5. Умеет сам слезать из дивана, попой вперед.
  6. Если поддерживать его за ручки, может передвигаться и стоять.
  7. Самостоятельно садится из положения стоя.
  8. Хорошо развита мелкая моторика рук, освоено щипковое хватание.
  9. Умеет ползать по пластунски.
  10. Повторяет слова мамы и папы, реагирует на шутки и стихи.
  11. Активно использует жесты в общении: машет ручкой на прощание, протягивает ручки навстречу.
  12. Ищет общения с другими детьми.

Навыки и реакции ребенка:

  • Если поставить малыша рядом с диваном или креслом, то он может сам стоять минимум минуту.
  • Поставив ребенка и протянув к нему руки, можно увидеть, как он схватится за них и встанет.
  • Если положить кроху на спину, он должен самостоятельно сесть.
  • Если дать малышу куклу, то он будет с интересом осматривать ее отдельные детали, дотрагиваясь до них пальцами: к носу, глазам, рту игрушки.

Кормление ребенка в 10 месяцев

Прикорм в этот период отходит на задний план или вовсе отсутствует. Малыш преимущественно питается обычной пищей. Сколько должен есть десятимесячный ребенок? Доза на день – это до 700 грамм молочных продуктов.

За одно кормление он съедает в среднем 200 грамм пищи. Грудное молоко дается на ночь. После кормления можно давать пить по 50 грамм сока или воды.

Если ребенку давать мало жидкости, то у него может появиться запор. Еда должна быть приготовлена на пару или сварена. Можно давать целые кусочки вареных овощей или мягкие фрукты, чтобы стимулировать жевание.

Слишком сильно измельчать пюре не стоит — можно просто разминать его вилкой. Меню должно состоять из натуральных продуктов без консервантов и красителей.

Уход и здоровье малыша

Физическое развитие в 10 месяцев позволяет приучать ребенка к порядку. Он сейчас уже достаточно активный, чтобы научиться убирать за собой игрушки. Нужно подавать ему пример, складывая их на место и прося малыша помочь.

Обязательны прогулки с ребенком, не менее двух часов в день. Нельзя перегревать малыша, одевая его слишком тепло. В этот период он уже может ходить на носочках или на цыпочках, говорить слова, рассматривать картинки и книги. Можно понемногу приучать кроху к горшку, хваля его за успехи в течение дня.

Психическое развитие ребенка

У малыша может появиться любимая игрушка, с которой он не захочет расставаться. Ему нравится определенная музыка, под которую он будет танцевать, притопывая ножками. Иногда чрезмерно активный малыш, может кусаться или щипать лицо взрослого или другого ребенка. Не нужно кричать на него, даже если он бьет кого-либо. Следует спокойным тоном объяснить, что этого делать нельзя. Именно сейчас формируется личность маленького человека и излишне строгое отношение к нему может быть чревато комплексами в будущем.

Что еще может делать малыш в 10 месяцев

  • Выполнять указания: «дай», «возьми», «обними».
  • Говорить по слогам: та-та, ба-ба, ма-ма.
  • Имитировать звуки.
  • Называть предметы на своем языке.
  • Баловаться с языком и слюной во рту.
  • Запоминать положение предметов.

Он начинает понимать, где и что лежит, и не так пугается, когда мама уходит, ведь уже понимает, что она вернется. В это время формируется раннее ассоциативное мышление малыша.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Сон ребенка в 10 месяцев

В этот период общий сон составляет до 15 часов в сутки. В отличии от грудничка, который спит около 20 часов, малыш десяти месяцев отроду днем много бодрствует и с интересом познает мир.

Сон днем

В таком возрасте малышу нужно спать два раза днем по 1,5 часа. Если дневной сон займет больше времени, тогда малыш будет плохо спать ночью.

Сон ночью

Ночной сон малыша в 10 месяцев должен занимать минимум 10 часов. Иногда малыш просыпается 2-3 раза за ночь. Кормящие мамы должны прикладывать малыша к груди в период с 5 до 9 утра.

Сейчас можно выработать особый ритуал сна и придерживаться определенного времени для сна. Тогда ребенок заметит последовательность действий и сможет засыпать впоследствии самостоятельно.

Показатели веса и роста у детей в 10 месяцев

Мальчики и девочки развиваются по-разному. К 10 месяцам рост мальчиков составляет 69-75 см, вес – 7,5-11 килограмм. Девочек – рост 65-70, вес – 7,5 -10,1. Такие параметры являются рекомендованными, но все зависит также от наследственности малыша. Показатели могут варьироваться в ту или иную сторону.

Развитие мелкой моторики рук

  • Игры в песке или снегу с совком, граблями, формочками.
  • Рисование пальчиками по песку или манке.
  • Откручивание крышечек на бутылках.
  • Перебирание камушков или макарон.
  • Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

В процессе нужно следить, чтобы ребенок задействовал обе руки. Это стимулирует одинаковое развитие обоих полушарий мозга.

Если малыш упал

Ребенок в 10 месяцев непоседлив и может залезть под стол, кровать или в любое самое неожиданное место. Поэтому падения и ушибы для него, это обычное дело. Даже самая внимательная мать может не уследить, и ребенок ударится. Если малыш упал с дивана и ударился головой, не нужно паниковать.

10 месяцев – первая «круглая» дата для малыша. Он начинает ходить и разговаривать, проявляет индивидуальные черты характера, активно общается с окружающим миром и людьми. О том, что еще должен уметь делать ребенок в 10 месяцев – читайте в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

Вес 10-месячного ребенка в среднем составляет 9,5 – 10,5 кг, а рост – от 71 до 74 см. Прибавка в весе и росте прежняя – масса малыша увеличивается примерно на 400 г, а рост - на 1–1,5 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 10 месяцев окружность головки малыша равна 46–47 см, а груди – 47,7 – 48,7 см.

Психомоторное развитие

К 10 месяцам ориентиром для оценки психомоторного развития служит наличие умения ходить и стоять. Малыш должен уметь ходить на ножках – вдоль опоры и с поддержкой взрослого (за одну или обе ручки) и достаточно уверенно стоять без поддержки. Многие младенцы в 10 месяцев начинают делать первые самостоятельные шаги. В норме к этому возрасту ребенок умеет вставать из положения сидя и садиться, любит прыгать (при поддержке за руки или у опоры), пытается «танцевать» под музыку.

Движения рукой – ребенок все увереннее владеет рукой. Он хорошо осваивает «щипковый» захват мелких предметов большим и указательным пальцами, способен удержать чашку двумя руками, а ложку – одной. Движения его целенаправленны и осмысленны – он нажимает кнопки и рычажки на игрушках, играет, подражая взрослым или детям старшего возраста, пытается самостоятельно есть и одеваться.

Психоэмоциональное развитие. К 10-месячному возрасту малыши обычно положительно реагируют на общение с доброжелательно настроенными взрослыми, в том числе и незнакомыми, но может устроить настоящую истерику, если потеряет из виду мать (бабушку, отца). Он понимает и выполняет простые просьбы (дай, возьми, посмотри, открой ротик и т.д.). Знает большинство окружающих предметов, некоторых животных, и по просьбе взрослого может показать пальчиком на них или на их изображение.

Речь. В 10 месяцев дети повторяют все больше слогов, некоторые начинают произносить первые слова.

Режим дня

В 10 месяцев ребенок спит днем два раза примерно по 2 часа, а ночью – около 10 часов. Ночной сон может нарушаться при неправильном режиме дня (позднее укладывание, активные игры перед сном), на фоне прорезывания зубов и при различных заболеваниях.

Другие вопросы

Питание. Режим кормления в 10 месяцев по сравнению с прежним не меняется: малыш кушает 5 раз, получая 2 кормления грудью (смесью) и 3 – блюдами прикорма. По желанию, количество грудных кормлений можно сокращать, либо проводить только докармливание 2 раза в сутки. В более частых прикладываниях к груди младенцы нуждаются при нарушениях самочувствия – при прорезывании зубов, на фоне повышения температуры.

В рацион здорового малыша в возрасте 10 месяцев должны входить каши, овощи (в виде пюре и мелкоизмельченного рагу), супы, мясо и рыба, творог и желток, кисломолочные продукты. По желанию и при отсутствии аллергии можно начинать вводить цельное молоко 2,5–3,2% жирности (разрешается использовать стерилизованное или специальное детское). Многие фрукты можно давать свежими (яблоко, банан), вводятся ягоды и пряные травы (укроп, петрушка). Не следует включать в меню продукты, в отношении которых высок риск развития аллергии – цитрусовые, клубника и малина, экзотические фрукты, шоколад. Запрещены жареные, жирные, острые и соленые блюда.

Зубы. К 10 месяцам у малыша прорезывается от 4 до 6 зубов. Позднее прорезывание может быть обусловлено наследственными факторами, недостатком в питании кальция или некоторыми заболеваниями (рахит, гипотрофия). Если в 10 месяцев у малыша все еще нет ни одного зуба, желательно проконсультироваться со стоматологом.

Игры и развитие. Для полноценного развития ребенка первого года жизни крайне важно играть и заниматься с ним каждый день, делая это регулярно. Из игр подойдут активные и подвижные игры (догнать на четвереньках мячик, побегать за обе ручки, попрыгать на мяче или просто с поддержкой взрослого). Малыш должен уметь толкать от себя мячик и катать машинки, переливать воду (пересыпать песок) из одной емкости в другую.

Не забывайте о ежедневных занятиях для развития мелкой моторики – давайте ребенку перебирать крупу, рвать бумагу, рисовать пальчиками, лепить. Игрушки к этому возрасту могут приобретаться самые разные, основное требование – безопасность при самостоятельной игре ребенка с ними.


Статьи по теме

Victoria Nikitina 19.05 00:45

Мой сыночек в 10 месяцев говорил только одно слово "дай", которое означало все, что угодно. Еще он говорил "папа". Потом, постепенно, как говорится, процесс пошел. Уже к 2-м годам нам удалось выучить весь алфавит (трудности были с мыгким и твердым знаком: он не понимал к чему они и мы их просто пропустили). Малыш совершенно уверенно, увидев на кубике автобус, говорил: А - АТОБУС; Б - БАЛАБАН и т.д. Только к 4-м годам он стал произносить все буквы. Но зато, научился считать. Когда ему было 10 месяцев, мы впервые поехали на море и он научился плавать (конечно, с кругом, но и сам мог немного проплыть: нужно было только поддерживать под подбородочек). Время просто летит. Поэтому, делайте побольше фотографий и снимайте дитя на камеру, записывайте первые слова и стишки. Потом, будет очень интересно и здорово прослушивать и просматривать эти записи.

LinaZ 03.09 14:55

Музыкальные игрушки у внучки появились месяца два назад. Уже тогда она умела включать гитару, которая издаёт разные звуки: от кукареканья петушка до тявканья собачки. Тогда же она научилась свистеть в свисток. Нашей малышке скоро будет 10 месяцев, и она многое умеет из того, о чём написано в статье. Очень любит, когда мы у неё просим игрушку, а когда она её отдаёт и мы говорим: "Спасибо", - она радуется, но снова просит игрушку назад. Любит смотреть музыкальные передачи, и если увидит, как кто-то танцует, то обязательно за ним повторяет. Правда, пока как может. Обожает выбрасывать игрушки за диван. Уже все щели заткнули, но она всё равно найдёт, куда выбросить!