Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Памятка для родителей по логопедии. Памятка "рекомендации логопеда родителям". Простые советы логопеда родителям

«Речевая азбука для родителей»

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. И именно от вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами!!!

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка говорить.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

3 — 4 года — [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;

4 — 5 лет — [ш], [щ], [ч], [ж];

5 — 6 лет — — [л], [й];

до 6 — 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после 3.

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения.

Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» — эту истину провозгласил ещё М Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку — вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 — 12 (!) лет, так как их голосовые связки находятся на стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щётка поможет повысить тонус мышц языка.

«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребёнок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, ёлка, ежи, яблоко — эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

[ю] = [й] + [у]

[я] = [й] + [а]

[ё] = [й] + [о]

[е] = [й] + [э]

Язык — орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать зык, делать его широким, узким, Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у ребёнка не было проблем с произнесением звуков.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

  1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
  2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  3. Первый образец речи для ребёнка- это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья — первая школа.
  4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова — заменители типа ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
  6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
  8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
  9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,

находить звук в слове) , а потом учиться обозначать звук буквой.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

3. Гласные звуки и буквы.

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые

состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать

слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под

ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

4. Согласные звуки и буквы.

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.

- Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие –

зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук,

не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось - в начале слова стоит звук Л (твердый);

лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

- Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р]), горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных([к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.

Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».

5. Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой

дизартрии

1. Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное

положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя

челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Трубочка

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Заборчик-трубочка

Насчет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

4. Толстячок

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной

щеки в другую).

5. Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

6. Накажем непослушный язычок.

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до

корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

7. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между

зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

8. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из

одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

9. Качели

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за

нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под

Счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже

с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал

только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Артикуляционная гимнастика.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы

артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти –

также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений

органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

В помощь родителям правила выполнения домашнего задания.

1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.

2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.

3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.

4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно.

Если нет - доделайте эти задания (или переделайте).

5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема), повторение предлогов (грамматический строй), работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т.д.)

6. Подберите наглядный материал (картинки и пр.), который должен быть доступен для ребенка (он знает что это, может назвать)

7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки, наклеить их.

8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите (по возможности), продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т.д.

Из каких частей состоит предмет? Чем отличается (если сравнение возможно) от других, изученных предметов?

Что может делать этот предмет (или что можно сделать с ним)?

Подберите возможные глаголы (слова-действия).

Какой он? Подберите возможные прилагательные (слова-признаки).

9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т.п.

10. Помогите ребенку строить и совершенствовать свою фразу и связную речь в целом. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.

11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит наказывать детей за ошибки.

Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик, чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.

12. Лучше, если инициатива будет исходить от ребенка, а взрослый должен помогать, направлять деятельность ребенка.

13.Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели),

отдавайте тетрадь в руки воспитателю.

Схема №1

Анализ любого предложения:

1. Почему это предложение? (Это предложение, потому что слова в нем дружат.)

2. Сколько слов в предложении? (В предложении….слов.)

3. Назови слово предмет, задай вопрос (Кто это? Или что это?) Как обозначим (карточкой желтого цвета)

5. Назови слово-действие, задай вопрос (Что делает?) Как обозначим (карточка коричневого цвета).

6. Назови слово-признак, задай вопрос (какой?, какая?, какое? или какие?). Как обозначим? (карточкой белого цвета).

7. Придумай по данной схеме свое предложение.

Схема №2

1. Правильно произнеси звук [у-у-у].

2. Какой это звук (гласный или согласный), почему? (Звук [У] гласный, потому что его можно петь).

3. Что происходит с ротиком или губками, когда мы его произносим? (Когда мы произносим звук [У] губы вытягиваются трубочкой).

3. Как обозначаем звук? (Звук [У] обозначаем красным квадратом).

Схема №3

Характеристика согласного звука:

1. Правильно произнеси звук.

2. Какой это звук – гласный или согласный, почему? (Он согласный, потому что его нельзя петь).

3. Как проходит воздушная струя, когда мы произносим этот звук? (Воздушная струя встречает преграду). Какую преграду?

4. Это твердый или мягкий звук (квадратом какого цвета обозначаем)?

5. Глухой или звонкий?

Схема №4

Звуко-слоговой анализ слова:

1. Назови 1-й звук, какой это звук (гласный или согласный), почему?

2. Квадратиком какого цвета обозначаем и почему (гласный звук – красный, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)?

3. Нарисовать квадратами последовательность звуков в слове, характеризуя каждый звук.

4. Сколько в слове звуков?

5. Сколько в слове гласных звуков (назови их), сколько согласных?

6. Сколько в слове слогов? (прохлопай в ладоши).

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
    умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают
    речевую активность ребёнка.
  1. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  1. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
    контроль за выполняемыми движениями.
  2. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  3. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  4. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
    хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком
    письма.

Советы:

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно

Игровые задания.

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. "Человечки бегают" с помощью указательного и среднего пальцев.
12. "Футбол". Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Речевое развитие ребенка.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.

Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление . Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г . Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

6-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:»дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом .

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется, бурно развивается воображение.

К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Начиная заниматься с ребенком дома, родители должны помнить:

Только интересные занятия, поданные в игре, будут эффектными. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Занятия должны быть живыми и интересными.

Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после занятия маленький приз.

Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь

Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут.

Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа артикуляционного аппарата усиливается.

И еще один совет, при отработке звуков или при выполнении артикуляционной гимнастики обязательно выполняйте это перед зеркалом.

Как говорит ваш ребенок.

Каждый родитель задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

Понимание речи;

Оценка речи по звучанию;

Фонематический слух;

Звуко-буквенный анализ и синтез слова;

Связная речь;

Лексико-грамматический строй речи;

Темп речи.

Понимание речи включает в себя понимание инструкций, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов.

Оценка речи по звучанию предполагает определение внятности речи ребенка, правильности произносимых им звуков.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак звука. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")

Звуко-буквенный синтез слов – умение по звукам составить слово.

Звуко-буквенный анализ – умение выделять звуки на фоне слова.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Темп речи. Говорит ли ребенок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

(младший дошкольный возраст)

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну и дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Устанавливайте четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: « Она синяя»

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

Будьте терпеливы

Не оскорбляйте ребенка

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств

Чаще хвалите ребенка

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми

Приобретайте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай»

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми

Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии ребенка:

Речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;

Побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

Обучение, которое основывается на словах, а не на практике;

Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка:

Правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;

Специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

Корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

Речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.

Советы логопеда родителям.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?», а не «Он играет?».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Требования, предъявляемые к развитию речи ребенка (подготовительная к школе группа).

  1. Умение произносить все звуки речи, различать их на слух.
  1. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  1. Использовать в речи синонимы, антонимы.
  1. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  1. Умение составлять рассказ (по плану, предложенному взрослыми).
  1. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
  1. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
  1. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
  1. Уметь правильно объединить предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.)
  1. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Березина Елена Витальевна


Уважаемые родители! На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап , во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу
.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

Уважаемые родители, обратите внимание!




Консультации для родителей

"Развитие речи детей от 2 до 7 лет"

"Уровень развития речи детей в 2 года"

"Уровень развития речи детей в 3 года"

"Уровень развития речи детей в 4 года"

"Уровень развития речи детей в 5 лет"

"Уровень развития речи детей в 6 лет"

"10 советов логопеда для родителей"

"Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста"

"Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста"

МБДОУ детский сад «Росинка»

ПАМЯТКА

Для родителей

«Что надо знать о речевых нарушениях ребенка?»

Учитель-логопед: Шутрова О.П.

пгп Пионерский

Нарушения речевого развития ребенка

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Почему?

Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: "Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!" В таком случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода . В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.

Что делать?

Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

Если Ваш ребенок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: "У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!", вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

Если ребенку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу, а уже потом к логопеду. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив Вам заниматься, все равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Следует настраивать себя на то, что к логопеду Вы будете ходить как минимум год. Логопед будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с Вашим ребенком всего два раза в неделю, а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: "Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п."

Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

Это следует знать

Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивная сторона речи) и употребления (экспрессивная сторона речи) грамматических средств языка.

Аграфия и дисграфия – невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия и дислексия – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОНР может быть I, II, и III уровня. ОНР может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.