Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

«Переходный» возраст. Переводим малыша на твердую пищу. Твердая пища для детей: когда и как можно давать Когда ребенку можно есть все

Одним из самых частотных является вопрос о том, как накормить ребёнка. Поскольку первый человек, который даёт младенцу еду, это его мама, то и “плохой” аппетит, и отказ от пищи, и страх перед новыми продуктами и блюдами у малыша часто связаны с психологическими проблемами матери. Бывают, конечно, и чисто физиологические причины, но в своей работе я стараюсь анализировать и психологическую составляющую. Перед тем, как вы прочитаете сегодняшний вопрос-ответ, приведу пример из своей практики.

Из отделения по снижению веса ко мне на консультацию был направлен пациент, мужчина, 45 лет, с весом 170 кг. На первой встрече при сборе анамнеза (сбор истории человека) мне удалось выяснить,что через несколько дней после рождения сына его мать попала с острым аппендицитом в стационар, а малыш остался с отцом. Прошло несколько часов, пока мужчина нашёл способ накормить ребёнка. С тех пор всё своё младенчество мальчик “объедался”, он словно не верил, что еда будет всегда. Всё бы ничего, но его мать, вернувшись из больницы, не нашла нужных слов, чтобы успокоить сына. Да и по сей день (надо сказать, мужчина со своей женой и ребёнком живут с его родителями), увидев его с тарелкой, мать с раздражением говорит:”Ну сколько ты можешь жрать?”. Как вы думаете, к какой реакции приводят эти слова?

Тема еды вечна, без неё невозможна жизнь, поэтому мы не раз ещё вернёмся к связанным с ней вопросам!
ВОПРОС: Добрый день, уважаемая Лариса! Спасибо за Ваши видеолекции и сайт в целом. Очень помогают. У меня первый ребенок, конечно, вопросов море, а получить внятный ответ от врача не всегда получается.

Нашей малышке 10,5 месяцев. Девушка с характером. В 4 месяца пыталась отказаться от груди в течение 2-х месяцев, но я не сдалась. Сейчас все еще на грудном вскармливании. Она, тьфу-тьфу, хорошо ест овощи из банок, каши (растворимые). Фрукты, практически, не даю - страх, что начнет есть только сладкое. С 7 месяцев давала еду со своей тарелки. Знаю, что к году 
ребенка нужно кормить с общего стола, но она это ест либо очень медленно и неохотно, либо давится и не ест вообще. Если проворачивать еду с общего стола в блендере, вообще получается липкое месиво, которое, по-видимому, прилипает, и дочка давится. Поэтому разминаю еду вилкой, но в рот при этом много не дашь, чтобы не начался рвотный рефлекс.

Очень переживаю, вдруг ребенок так и будет есть только то, что льется в рот, то есть пюре из банок и жидкие кашки. Для сравнения даю блюдо с общего стола, а потом пюре из банки. Если это пюре, ребенок сразу
 с энтузиазмом открывает рот, как только перехожу на обычную еду, все замедляется и замирает. Как быть? Продолжать пытаться кормить с общего стола или сделать паузу и кормить только банками, пока не подрастет?
C уважением,
 Елена

ОТВЕТ: Здравствуйте, Елена! На Ваш вопрос можно было ответить очень просто: не торопитесь! Всему своё время! Есть дети, которых в год словно переключают, и они разом отказываются от протёртой пищи и переходят на общий стол.

Однако в Вашем рассказе есть деталь, которая не даёт мне возможности ограничиться таким ответом. Это упоминание о том, что девочка отказывалась от груди в возрасте 4 месяцев. Жаль, что я не могу порасспрашивать Вас, а должна дать ответ, имея лишь эту информацию. Иначе я спросила бы, разобрались ли Вы в причине такого отказа? Если посмотреть , то станет понятно, что я всегда пытаюсь разобраться в психологических причинах, казалось бы, очень физиологических вещей. Когда знаешь эти причины, легче помочь!

Мой первый вопрос был бы следующий: “А как у Вас у самой обстоят дела с аппетитом и чувством голода? Что говорит мама о том, как Вы ели в младенчестве?” Очень часто проблемы младенцев зависят от подобных проблем у их матерей. Тем более, что у Вас это первый ребёнок, и именно девочка, т.е. шанс повторить проблемы мамы у нее велик, поскольку она бессознательно идентифицируется с Вами.

Второй вопрос: “В те дни, когда девочка начала отказываться от еды, не возобновились ли у Вас менструации?” Бывает, что ребёнок остро чувствует появление возможности новой маминой беременности. Для женщины на бессознательном уровне “заканчивается” история полного слияния с рожденным младенцем, и она как бы становится готовой к появлению следующего ребенка. Поймите меня правильно: понятно, что ни одна женщина не готова на сознательном уровне думать и желать новой беременности в то время, когда у её груди ещё совсем малыш, но речь идёт о бессознательном, читать которое младенцы умеют лучше, чем психоаналитики.

Если и здесь я оказалась бы не права, то задала бы еще один вопрос: “Не было ли каких-то проблем во время беременности на сроке 4 месяцев?” Психологам известно, что младенец в свои первые 9 месяцев жизни словно “повторяет” свои девять месяцев в утробе. Кроме того, я бы спросила: “Откуда у Вас страх, что малышка будет есть только сладкое? Да такой сильный, что лишаете девочку удовольствия есть фрукты?” Похоже, что у Вас есть свои комплексы, связанные с едой.

Вся эта информация нужна нам для того, чтобы понять, какой разговор Вам нужно составить с дочерью. Да-да! Вам, Лена, нужно поговорить с девочкой, и именно это может помочь наладить её непростые отношения с едой. Сейчас её проблема состоит в том, что она не интересуется взрослой едой, её как будто бы устраивает только младенческая пища (она словно не хочет вырастать).

Пример такого разговора может быть следующим (я буду фантазировать, потому что очень мало о Вас знаю): “Доченька, я вижу, что ты хочешь подольше оставаться маленькой. Может быть, потому что думаешь, что я меньше буду проводить с тобой времени? Я тебя понимаю, у меня и у самой непростые отношения с едой, но ведь без еды невозможно жить и расти! Ты знаешь, я готова ждать, пока ты не решишь, что тебе пора вырастать и кушать взрослую еду! И знай, какой бы взрослой ты ни была, всегда можешь рассчитывать на мою помощь!”

Не знаю, помог ли мой ответ. Буду благодарна, если Вы напишите комментарий к этому материалу. Всего Вам самого доброго!
С уважением, Лариса Свиридова

Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.

Малышу около полугода. Одного лишь маминого молочка ему уже недостаточно, и самое время начать знакомство со «взрослой» едой. Мнения педиатров по поводу возраста, оптимального для начала прикорма менялись. 20-30 лет назад 3-месячного младенца в обязательном порядке знакомили с яблочным соком и начинали прикармливать манной кашей. Сейчас же специалисты пришли к выводу, что прикорм стоит вводить в возрасте около полугода. До этого времени желудок крохи еще недостаточно подготовлен к твердой пище.

Изменилась и основная схема прикорма. Теперь положено начинать вовсе не с соков. Напротив, из-за содержания агрессивных фруктовых кислот они признаны слишком раздражающими для желудка малыша. Лучший вариант для первого знакомства с твердой пищей - каши. Они должны быть безмолочными из круп, не содержащих глютен. Это гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая каша. Глютен не стоит вводить рано из-за возможных аллергических реакций.

По этой же причине стоит повременить и с коровьим молоком. Этот продукт можно попробовать в годовалом возрасте.

А вот овощи, в отличии от фруктов, вводить в полгода можно и даже нужно. Только не все подряд. Остерегайтесь красных и розовых овощей. Помидоры и редис - табу для грудничка. У малыша будут высыпания даже если кормящая грудью мама позволит себе салатик с редиской или стакан томатного сока.

Отдайте предпочтение зеленым дарам грядок. Кабачок, цветная капуста, даже тыква - то, что надо. Кстати, необязательно покупать баночное пюре. Можно нарезать свежие овощи кубиками, и хранить в морозильнике. Доставать понемногу, отваривать, протирать через сито, на мелкой терке, и кормить малыша.

Месяцев в 7 можно вводить фруктовые пюре. Только помните, каждый новый продукт давайте не ранее 3 дней с момента введения предыдущего. В этом случае легко отслеживать реакцию организма малыша на новый продукт.

Через несколько месяцев можно заменить протертые овощи на мелко нарезанные. Постепенно размер кубиков нужно увеличивать.

К году в рационе ребенка уже вполне могут присутствовать отварное или паровое мясо, прокрученное через мясорубку, коровье молоко, все виды круп. Даже помидоры уже не так страшны, хотя меру соблюдать по прежнему следует.

С каждым месяцем родителей все больше занимает вопрос: «Когда малышу можно давать ту же пищу, которую готовите для себя». Здесь все зависит от того, чем родители питаются. Ведь не давать же в 1,5-2 года ребенку жаренную картошку или сосиску с кетчупом.

Если родители готовы перейти на более здоровый рацион, тогда можно смело кормить ребенка своей пищей. По крайней мере в этом возрасте дети обычно самостоятельно кушают отварной картофель - как в виде пюре, так и кусочками - каши с молоком и без. Котлетка или кусочек мяса обычно тоже не составляют особого труда. У многих детишек «на ура» идут разнообразные супчики и борщ.

Все это кушать можно. Главное, чтобы в меню ребенка не было жаренных блюд. Конечно, можно слегка обжарить котлету, но все равно потушить ее с водой или приготовить в пароварке. Даже овощи для супа и борща лучше не обжаривать.

То же касается и приправ. Немного присолить, поперчить и добавить традиционный лавровый лист не повредит никому. Но о смешанных приправах, в большинстве которых содержится глутамат натрия, лучше забыть. Не подходите и к разноцветным газированным напиткам - они и взрослым-то пользы не принесут, не говоря уж о детишках. Лучше сварите натуральный компот.

Блюда запеченные в духовке ребенку давать можно - они считаются диетическими. Иногда можно даже побаловать чадо блинчиком.

Что касается сладостей, то не стоит идти на поводу у ребенка и покупать ему леденцы на палочке, жвачки, колу. Шоколад особой пользы малышу тоже не принесет, но иногда можно побаловать конфеткой. И не давайте деткам колбасу. Ведь мы не знаем что на самом деле в ней содержится. Лучше кусочек натурального мяса или рыбы отварить.

Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы . Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?

В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Нужная консистенция.

Жуй, глотай.

Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы, малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

1 этап — 4-6 месяцев.

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.

Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 — 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 — 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.

Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту. При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

2 этап – 7-9 месяцев

В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 — 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).

3 этап – 10 — 12 месяцев.

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.

4 этап – старше 12 месяцев.

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 — 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Питание для новорожденного – это нечто больше, чем просто прием пищи. В момент происходит тесный психоэмоциональный контакт матери и малыша.

В общем случае процесс вскармливания:

  • обеспечивает ;
  • способствует ;
  • насыщает организм необходимой энергией для функционирования организма и физических действий;
  • еда для малыша является источником для регенерации и восстановления всех тканевых систем;
  • обеспечивает поступление компонентов, которые стимулируют выработку гормонов, антител и других веществ, необходимых для формирования защитных функций организма.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание предусматривает питание малыша до начала исключительно материнским молоком.

важно Разумеется, что для новорожденного грудное молоко в разы лучше любого другого вида пищи.

  • молоко каждой женщины имеет свой особый состав , но, в то же время, в нем присутствуют около 300 изученных на данный момент компонентов, которые питают организм малыша, способствуют созданию иммунитета и защищают организм. Их нет в молоке коровы, и даже современные технологии пока не способны воссоздать все то, что есть в материнском молоке;
  • грудного молока всегда поступает именно столько, сколько нужно ребенку, оно идеальной температуры, всегда свежее и стерильное ;
  • статистика показывает, что дети, выросшие на грудном вскармливании, намного реже болеют , имеют сильную иммунную систему и более высокий уровень интеллекта;
  • процесс кормления способствует формированию правильного прикуса , что в дальнейшем уменьшает риск появления ;
  • у таких деток отмечается большая психоэмоциональная устойчивость и меньший уровень асоциальных поступков;
  • молоко обладает противомикробными свойствами ;
  • среди случаев появления синдрома внезапной детской смерти значительно меньше деток, которых кормили грудью;
  • компоненты в грудном молоке стимулируют развитие тех частей мозга, что отвечают и .

дополнительно Следует отметить, что процесс грудного вскармливания приносит пользу не только малышу, но и матери.

  • Прикладывание малыша способствует скорейшему восстановлению организма , инволюции матки , уменьшает послеродовое кровотечение и препятствует развитию анемии.
  • Отмечается более быстрое восстановление фигуры .
  • В разы снижается риск заболеть раком груди, яичников или остеопорозом.

С прагматичной точки зрения грудное молоко также имеет ряд преимуществ:

  • оно бесплатно ;
  • оно всегда в готовом состоянии , вам не потребуется, допустим, ночью бежать на кухню для приготовления пищи своему малышу;
  • оно не имеет срока годности и всегда готово к употреблению . Даже если мама не кормила малыша пару дней – оно не испортится.

Распространено мнение, что кормить грудью больше года не только бессмысленно, но и вредно, так как малыш слишком привяжется к маме и будет не самостоятелен. Это неправда.

информация Продолжительность грудного вскармливания должна определять исключительно мама, исходя из потребностей своего малыша и собственного самочувствия.

Искусственное вскармливание

Безусловно, грудное молоко в любом случае лучше искусственных смесей. Но довольно часто происходит так, что становится невозможным по тем или иным причинам:

  • заболевания у деток, при которых нарушен сосательный рефлекс;
  • болезни мамы, делающие процесс кормления невозможным;
  • необходимость отлучаться от ребенка на длительное время;
  • преждевременное ;
  • непереносимость малышом материнского молока.

В таком случае приходится применять . Оно хоть не такое совершенное, как грудное, но также имеет ряд преимуществ :

  • смесь помогает заменить проблемное кормление грудью и в некоторых моментах упростить жизнь маме;
  • современные производители выпускают массу разновидностей смесей, адаптированных под те или иные особые потребности ребенка;
  • у искусственников отмечается большая продолжительность сна;
  • применяя смесь, вы точно знаете, сколько съел малыш и хватило ли ему порции;
  • дополнительно Мать может не ограничивать себя в еде, боясь, что лишний кусочек какого-либо продукта может ;

  • при необходимости женщина может спокойно оставить ребенка на некоторое время;
  • не возникает проблемы , которое множество детей переносят довольно тяжело в психологическом плане.

Существует и ряд недостатков :

  • бывает, что подобрать подходящую смесь не удается с первого, а иногда и со второго раза. Получается, что приходится экспериментировать над своим малышом;
  • приготовление смеси требует времени . Также добавляются хлопоты со стерилизацией бутылочек, охлаждением готовой смеси и т.д., особенно остро данный недостаток чувствуется ночью;
  • существует риск перекормить малыша;
  • хорошие смеси стоят довольно дорого , что может ударить по семейному бюджету.

Смешанное вскармливание

В ряде случаев приходится прибегать к :

  • резус-конфликт у малыша и матери;
  • роды путем кесарева сечения ;
  • тяжелые роды для матери, сопровождавшиеся сильной потерей крови;
  • недостаток материнского молока;
  • вынужденная разлука матери и ребенка.

Плюсы смешанного типа вскармливания:

важно Не существует идеального момента для введения прикорма. Нужно просто следить за поведением малыша и его интересом к взрослой пище, сигнализирующим о готовности ребенка к введению новой еды.

При введении прикорма нужно соблюдать правильную дозировку порций, нужный график введения новых продуктов, а также тщательно подбирать то, с чем вы собираетесь знакомить малыша. Практически все врачи в качестве первого прикорма советуют вводить овощные пюре из неярких сортов овощей. После привыкания к этому следует начать кушать однокомпонентные каши, далее можно приступать к употреблению фруктов.

Существует множество , которые помогут разобраться родителям с правильным выбором продуктов и дозировкой прикорма для малыша.

Раньше стандартной фразой, характеризующей рацион годовастиков, была такая: «ребенка переводят на общий стол». До сих пор ее произносят, а трактуют по-разному. Казалось бы, идиллическая картинка: ребенок чинно садится за стол рядом с папой, вернувшимся с работы, и… вопросов к содержимому его тарелки возникает не меньше, а больше. Неужели придется менять рацион всей семьи в угоду ребенку? И что делать, если ребенок все еще питается грудным молоком в полной мере, не собираясь приобщаться ни к какому-такому «столу».

Выделим две основные ситуации:

1. Ребенок ест мало, предпочитает баночное питание и грудное молоко/смесь.

2. У ребенка хороший аппетит, он готов вкушать взрослую еду, сколько позволят.

Что делать в первом случае:

ВОЗ рекомендует кормить детей грудным молоком или смесью не менее двух лет. Ребенок в этом возрасте лучше усваивает полезные вещества с молочным белком. Коровье молоко не может удовлетворить эту потребность, оно не адаптировано под человеческого детеныша и проходит обработку, утрачивая полезные свойства. Если вы отучили малыша от груди после года, желательно до двух лет давать ему специальную смесь «от 1 года». Иногда мамы удивляются: ребенок такой большой (1,5-2 года), зачем ему смесь, пусть пьет обычное молоко как взрослый! Смесь по составу гораздо полезнее, она будет витаминной добавкой. И усвоится куда лучше, чем витамины из аптеки. Либо необходимо сохранить эпизодическое грудное вскармливание до двух лет.

Не надо сомневаться в том, полезно ли грудное молоко в этом возрасте, не вредно ли ребенку «висеть» на груди – грудное молоко полезно, это доказано. Важно другое: мама не должна быть измотана постоянными кормежками. Если ей доставляет удовольствие кормить грудью после года – прекрасно. Если ребенок слишком часто, даже с истериками требует грудь – нужно разбираться с психологическими причинами. Возможно, мама постоянно сидит с ребенком, и она ему уже, извините, надоела. Психологи особо выделяют этот момент: парадокс, но постоянные требования груди означают «мама, уйди уже!» Маме нужно чаще уходить, оставляя ребенка на родственников или няню. Если эти варианты невозможны – найти способы увлечь ребенка чем-то другим. Занятия творчеством, долгие прогулки, знакомство через наш сайт с такими же мамочками, сидящими дома. Ребенку после года становится мало мамы, но он еще не может ее отпустить. Кризис «мало мамы, хочется весь мир» окончательно придет в 3 года, именно в этом возрасте психологи рекомендуют отдавать ребенка в детский сад.

Полезно ли в этом возрасте баночное питание? Конечно, натуральное лучше. Но если ребенок не хочет употреблять овощи - пусть лучше баночные, чем никакие. У детей очень неравномерный аппетит: они могут «вдруг» перейти от банок к обычной пище. Что НУЖНО давать из банок: мясо. Баночное мясо желательно использовать как можно дольше в том случае, если у вас под боком нет знакомого поставщика. Качество мяса в магазине, и уж тем более на рынке оставляет желать лучшего. Что НЕ НУЖНО давать из банок: творог. Баночный творог подвергался обработке, он не заменяет детский творожок и является скорее десертом.

Стоит ли переживать, если ребенок все еще не ест продукты в нужном объеме, перебиваясь с банки на грудь? Однозначно не стоит. У детей все течет и все меняется. В год продолжается активное прорезывание зубов – это раз. Вкусовые ощущения притуплены. Особенно если ребенок тяжело переносит прорезывание. В годик случается возрастной кризис могущества: ребенок проверяет нервную систему всех, кто рядом. Кидается едой, отталкивает ложку, хочет убежать… И это проходит тоже. Но если мама своим неправильным поведением внушит ребенку, что прием пищи – это крайне нервозный процесс, сопровождаемый гневными воплями, пусть она потом не жалуется, что превратила дитя в малоешку. Придумывайте «фишки» для привлечения внимания к еде: например, яркие ложки с резиновыми насадками, детские вилки, которыми можно накалывать макароны и кусочки, тарелки, с прячущимися под супом или кашей керамическими зверьками или картинками.

Что делать во втором случае:

Если у ребенка прекрасный аппетит, не торопитесь переводить его на общий стол полностью. Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее (зачем вам химический концентрат?). Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда, и это антинаучно. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химический добавок, не жареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее. Чем тот ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

Разнообразие… где же его на Урале взять-то?

Наши магазины предлагают ограниченное количество продуктов. Это так. У нас и с фруктами не очень, и с овощами. Всего мало. Как же разнообразить меню ребенка после года, если не из чего выбирать? Это вам – не из чего. Признайтесь – вам все уже надоело, и вы давно пытаетесь разнообразить свое меню, заменяя в нем полезную еду – продуктами с консервантами и прочей химией. Только потому, что все приелось. У ребенка пищевые приоритеты еще стабильны, многие дети могут питаться только макаронами и бананами, другие обожают суп. Вот и пусть едят. Не сбивайте им правильные предпочтения. Часто приходится слышать гениальные выводы: мол, жалко ребенка, пусть хоть попробует мороженку (колбасу, кетчуп)! Ребенок может быть обделен прогулками, вниманием, пониманием со стороны взрослых – такого ребенка жалко. Обделение «бедного» чада мороженками не влияет негативным образом на здоровье и развитие.

Врач-диетолог Ирина Шатохина, журнал "Мой ребенок": Мотивация познакомить ребенка со всей гастрономической гаммой перехлестывает «благодаря» бабушкиным «пора» и подругиному «тебе что, жалко для ребенка?!»… На самом деле, вопрос о разнообразии рациона годовалого или даже двухлетнего ребенка неоднозначен и потому актуален. Причем, далеко не каждый педиатр, призывающий обогатить рацион ребенка, может пояснить целесообразность своего совета. Не очень понятно? Тогда поподробнее… Возьмем к примеру - яблоко. Углеводов, макро- и микроэлементов, витаминов - натрия, калия, фосфора, железа, магния, витаминов В1 и В2, РР, С, бета-каротина - в нем вполне достаточно. Состав других фруктов несколько отличается, но нет в составе, допустим, груши или абрикоса ничего такого, что в яблоке отсутствует в принципе. Та же ситуация и с мясом. По сравнению со свининой, говядиной или крольчатиной по некоторым показателям имеются серьезные различия. Однако в кролике нет ничего особо редкого и особо ценного, чего нет в курице. С крупами та же история. В овсянке нет ничего уникального, чего не обнаружилось бы в рисе, гречке, перловке. Суть приведенных выше рассуждений сводится к следующему. Все продукты питания можно условно разделить на 5 основных групп: мясное, молочное, овощи, фрукты, крупы. Если в рационе ребенка присутствуют продукты, представляющие все вышеупомянутые группы, - такое питание вполне можно назвать разнообразным. Хотите конкретный пример? Пожалуйста! Меню, состоящее из кефира (молочное), курочки (мясное), хлеба (крупы), яблока (фрукты) и картофеля (овощи) - более чем способно обеспечить человеческий организм всем необходимым для нормальной жизнедеятельности.

Поговорим о надуманных проблемах

Самый частый вопрос, возникающий у мам: если малыш не хочет употреблять какой-то вид продуктов – это очень плохо? Это плохо, если ребенок при этом страдает: часто болеет, малоактивен, сильно отстает от сверстников в развитии. Отставание в развитии – это тоже факт скользкий. Например, ребенок может не интересоваться книжками, зато ему очень нравится наблюдать (и комментировать) явления природы – или он способен часами разбирать игрушки на запчасти. Это никак нельзя назвать отставанием, даже если ваш сверстник Вася уже Пушкина декламирует. Главное, чтобы ребенок был увлечен каким-то познаванием жизни. А состояние здоровья оценивают по симптомам, а не по привычкам кушать или не кушать в определенное время. Ученые не могут объяснить, как дети умудряются жить на солнечных батарейках и при этом быть здоровыми. И вы не пытайтесь.

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль - аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Это не так уж много. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки, это тоже немного.

Необходимо в разумных пределах учитывать вкусовые привычки ребенка. Не стоит принуждать его пить ненавистный ему кефир, молоко или употреблять какой-то другой продукт, который является с точки зрения родителей «жизненно необходимым». Намного проще и безопаснее подумать, чем заменить его из того ассортимента продуктов, которые ребенку по душе. Бывает так, что ребенку не нравятся котлеты, но он охотно ест мясо в каком-то другом виде, даже не подозревая этого.

Несмотря на то, что ребенок уже «совсем взрослый», ему по возможности не предлагают вчерашнюю еду. Пища, простоявшая сутки («суп на неделю») и больше – это балласт, а не питание. Взрослые могут употребить балласт, чтобы «не пропадало», но зачем он растущему организму, это вопрос. Особенно если мама мечтает о том, чтобы ребенок зимой никогда не простужался, а летом не подхватывал инфекции.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Физиологичный объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году - 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4х раз в день.

Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Необходимо побуждать детей к тщательному пережевыванию еды. Это способствует не только лучшему перевариванию и усвоению съеденного, но и правильному росту и формированию зубов. Придумайте подходящие стишки или маленькие сказочки, приучающие ребенка жевать. Пусть он не повторяет ваших ошибок – не жует две секунды на бегу. Вспомните древнюю мудрость: еду нужно пить, а питье – жевать. Приучайте ребенка к медленному жеванию, таким образом, вы сохраняете его здоровье на долгие годы.

Основы питания после года

Белки

После года ребенок все еще усваивает полезные вещества с молочным белком, поэтому молочные продукты нецелесообразно заменять чем-то другим, ведь при этом снижается усвояемость белка. Ребенок чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству, которое определяется аминокислотным составом. Среди аминокислот выделяются 2 группы: незаменимые и заменимые. Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и поэтому обязательно должны поступать с пищей. К ним относятся 8 аминокислот: триптофан, лизин, метионин, валин, треонин, фенилаланин, лейцин, изолейцин. Дефицит незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на состоянии ребенка – начинают распадаться собственные белки, за счет которых покрывается недостаток аминокислот. Отсюда проблемы – задержка роста, веса и развития. Источниками незаменимых аминокислот являются белки животного происхождения. Это ответ на вопрос: плохо ли, если ребенок не ест молочное. Сохраняйте грудное вскармливание до двух лет – или выдавайте смесь, здоровее будете.

Жиры

Они поддерживают иммунитет, богаты витаминами A, D, Е и К. Наравне с белками они строят ткани и клетки организма. Однако жиры - это не самый доступный источник энергии в организме. Их усвоение в пищеварительном тракте происходит медленнее, чем белков и углеводов. Легче усваивается – опять же! - молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями. Основной источник - сливочное масло и молочные продукты.

Растительные жиры

Являются основными источниками полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), витамина Е. ПНЖК входят в состав клеточных мембран, нервной ткани, зрительного аппарата. При их дефиците наступают нарушения обмена веществ, как липидного, так и белкового, электролитного, фосфорно-кальциевого. Недостаток может также проявляться в виде нейродермита, экземы, заболеваний поджелудочной и щитовидной желез. ПНЖК разделяются на 2 семейства: Омега-6 и Омега-3. Основные источники для Омега-6 – подсолнечное, кукурузное, соевое, хлопковое масла, а Омега-3 – льняное, соевое масло, а также рыбий жир.

Источники белка и жира в питании детей после года: грудное молоко или смесь, сыр, кефир, сливочное масло, телятина, кролик, цыпленок, говядина, нежирная свинина, нежирные сорта рыбы. Продукты, которые содержат большое количество жира в питании детей лучше не использовать, ведь активность ферментов, которые переваривают жиры и белки, у них меньше, чем у взрослых, потому не пытайтесь накормить ребенка пожирнее. Мясо можно давать через день, рыбу – 1-2 раза в неделю. Соя и продукты из нее, которые стали в последнее время очень популярны, - полностью пригодны для питания ребенка, однако проверяйте, чтобы на упаковке был значок «не содержит ГМИ».

Углеводы

У детей перегрузка углеводами при недостаточном содержании в рационе белков и жиров ведет к снижению иммунитета, обострению аллергии. Основными источником углеводов для детей должны быть крупы, хлеб и овощи. Перекорм углеводной едой, содержащей так называемые рафинированные углеводы, которые особенно любят малыши, - сахар, изделия из муки и разнообразные лакомства, - может привести к нарушению обмена веществ. Сахар быстро всасывается в кровь и нуждается в быстром выделении инсулина, который производится поджелудочной железой. Поэтому не следует ее перенапрягать.

Минеральные вещества

Он совсем уже большой – может кушать суп с лапшой

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты. Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин - овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

Какие новости в питании после года:

Молоко, кисломолочные продукты

Исследования детских диетологов и нутрициологов подтверждают высокую ценность даже эпизодических кормлений грудью после года. Это и защита иммунитета от вирусных заболеваний, и помощь оптимальному созреванию ЖКТ, и подспорье для нормального созревания всех отделов головного мозга.

Суточная норма кисломолочных продуктов: 200 г кефира, 100-200 г йогурта. Общее количество молока и кисломолочных продуктов: не менее 600 мл в день.

После года в кисломолочном рационе появляются: сыр 10-17%, детские йогурты Агуша или Тема, уктусская «Неженка», остальные уктусские йогурты разрешены после двух лет.

Ребенок до трех лет должен получать кисломолочку с пометкой «детское питание» - детский творожок, детский йогурт. Если вы даете самодельный творог, подслащивайте его детским фруктовым пюре или сухофруктами. Блюда из творога, прошедшего термообработку (сырники, запеканки) детям предлагают после 1,5 лет. Норма творога до трех лет: 70-90 г в день.

Норма сыра после года: 21 г в неделю. Это означает, что два раза в неделю можно выдать пластик сыра или добавить его в макароны. После двух пластик сыра выдают (добавляют в блюда) каждый день.

Не заменяйте полезную детскую кисломолочку «растишками» или «активиями» даже без добавок. Лучше найдите способ накормить ребенка нормальным творожком, добавив в него свежие фрукты или сухофрукты. Идея с форума для ребенка-нехочухи: покупают яркую баночку/бутылочку «растишки» или «актимеля», в ней замешивают детский творожок с фруктовым пюре.

Каши

После года ребенку предлагают кашу из мелких хлопьев (типа Нордик) или из цельных круп, если ребенку они нравятся. Можно оставить и детские растворимые каши, детские мюсли. Важное замечание: если вы варите каши из цельных круп, нет необходимости давать их каждый день. Каши богаты крахмалом, а некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи (это ослабляет нормальное формирование скелета). Это не касается детских растворимых каш. После года в рационе ребенка появляются макароны, кроме макарон пшеничных можно давать гречневые, рисовые, яичные.

Овощи

После года пробуют такие овощи как свеклу, баклажан, помидоры, перец, белокочанную капусту (ее следует хорошо отжать, чтобы сок не раздражал желудок). Готовят салаты из сырых мелкоизмельченных или вареных овощей. Суточная норма овощей: 200 г, картофеля дают меньше. С помидоров и огурцов нужно снимать кожу, она содержит нитраты и сложна для переваривания.

Яйца

Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Лучше использовать перепелиные яйца (2 шт. в день). Омлет из одного яйца тоже вводят после 1,5 лет.

Мясо

Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятину. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше. Суточная норма мяса до трех лет 50- 70 г в день . Можно использовать консервы для детского питания, врачи вообще рекомендуют как можно дольше не давать ребенку мясо из магазина или с рынка в целях безопасности. До трех лет детям не дают колбасу, ветчину, сосиски. Вместо мяса пару раз в неделю нужно давать рыбу. Суточная ее норма - 25 г. Можно готовить как речную (озерную) свежую рыбу, так и морскую замороженную (треску, хек, окунь и др.). Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком.

Растительное масло

Суточная норма - 6 г, желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощное пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает с нежирной сметаной (суточная норма 5-10 г) и сливочным маслом (суточная норма 15 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка.

Фрукты, ягоды, грибы

Суточная норма фруктов или ягод 100-150 г. Давать фрукты и ягоды ребенку в чрезмерных количествах нерационально, витамины все равно не запасаются впрок, только витамин С способен жить в организме два месяца. Зато фруктами можно сбить аппетит. Они хорошо сочетаются с кисломолочными продуктами. Норма сока: не более стакана. Свежевыжатые соки предлагают только в разбавленном виде после полутора-двух лет. Грибы детям не дают. Это тяжелая и абсолютно пустая в плане полезности пища.


Хлеб

Норма: 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), в обед можно съесть кусочек черного (30 г).

Сахар, сладости

Суточная норма сахара - 20 г, кондитерских изделий - 7 г после двух лет. Как десерт, средство поощрения или подарок после двух лет можно давать в небольшом количестве пастилу, зефир, мармелад, повидло, леденцы. Совершенно недопустимы до трехлетнего возраста шоколад, шоколадные конфеты и другие изделия с шоколадом. Они излишне возбуждают нервную систему ребенка, часто становятся причиной аллергии, замедляют перистальтику кишечника и в наше смутное время редко не содержат кучи вредной химии. Почему нужно ограничить высокорафинированные углеводы, содержащиеся в сладостях: быстро всасываясь в кровь, они требуют к себе привязку: минеральные соли, витамины. Все это берется из тканей самого организма. Таким образом, сладости ослабляют иммунитет, особенно в зимний период, когда очень важна здоровая пища.

Питье

Лучшим питьем после года остается обычная чистая вода. Если чай, то зеленый и не из пакетиков. После двух лет можно попробовать напиток из цикория, какао с молоком.

Питание после года: идеи в тарелке

* После года ребенку дают суп на овощном бульоне, борщ, суп-пюре с перетертой зеленью из овощей, шпината, с рисом или гречкой. Обязательно добавить ложку оливкового масла. Актуальны молочные супы не только с лапшой, но и с добавлением круп. Маленьким детям не дают супы с поджаркой, но в будущем, если вы пассеруете лук с морковью для супа, делайте это на оливковом масле, оно не выделяет канцерогенов в отличие от подсолнечного.

Идея : суп молочный с мелкой вермишелью, морковью и сладкой кукурузой.

* Картофельное пюре считается слишком тяжелым, в него целесообразно «спрятать» кабачок. Украшаем пюре «глазами» и ртом из сладкой кукурузы, носом-морковкой, мастерим «волосы» из укропа или петрушки. Попробуйте сделать шарики из овощного пюре, ребенок может накалывать их на детскую вилку.

Идея: используйте тарелки с ячейками, в каждую ячейку можно положить разные продукты: в одну – веточки зелени, в другую – овощи кусочками, в третью – свежий огурец, и т.д.

* Как сделать паровые котлеты: требуется 60 г мяса, 1/2 ломтика белого хлеба, кусочек масла величиной с лесной орех. Мясо пропустить 2 раза через мясорубку, второй раз прокручиваем мясо с хлебом, намоченным в воде или в молоке и отжатым. Добавить масло, немного соли и чуть теплую воду. Все смешать до получения гладкой однородной массы. Мокрыми руками сделать котлеты и положить их в смазанную маслом кастрюлю. Залить 3 чайными ложками горячего бульона или воды, закрыть крышкой и поставить в духовку на 30 минут, поливая образовавшимся соусом.

В приготовлении для ребенка паровой еды ваш лучший друг – пароварка.

* В кашу можно добавить измельченные сухофрукты. Перловку детям не дают до двух лет, это самая тяжелая каша. Не стоит увлекаться и манкой – как известно, она содержит вещество, препятствующее усвоению кальция в организме. Еще от манной каши может заболеть живот, она достаточно тяжелая, и вот секрет про нее: манка должна кипеть не более минуты, затем ее убирают с огня и настаивают не менее получаса. Если вы даете манную кашу сразу, она будет разбухать у ребенка в желудке. Лучше пусть разбухнет самостоятельно.

Идея : отдельно сварите тыкву и добавьте в любую кашу.

* Чтобы скормить ребенку нелюбимые овощи, можно использовать баночное питание под видом соуса. Например, тыкву, морковь или брокколи. Овощное пюре или макароны поливаем сверху любым монокомпонентным пюре.

* Лучшим угощением будут яблоки, бананы или груши с начинкой из творога: пара минут в микроволновке, и полезный десерт на столе. Сверху половинки фруктов, начиненные творогом, можно слегка посыпать сахарной пудрой и добавить корицы или ванили. Другой десерт: протираем яблоко с грушей (можно просто яблоко или грушу), крошим туда детское печенье и ставим в микроволновку на пару минут.

Зачем фруктам микроволновка: выделяется полезный пектин, очищающий организм от токсинов.

На фотографиях: Ксюша (мама hromka ), Гриша и Тема (мама Инь ), Анастасия (мама Свет... далеких планет ).

Статьи об отдельных продуктах, о вводе прикорма: