Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Что такое позитивная социализация дошкольников. Позитивная социализация дошкольника — путь его успешного развития! Решения педагогического совета

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Выступление на региональном семинаре - открытой студии

«Технологии позитивной социализации

детей дошкольного возраста»

Тема: «Программа-технология С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»

Буздуган Наталья Александровна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Март 2017 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас с программой-технологией Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».

(Слайд 2) Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста, т.е. на два года.

(Слайд 3) Мы познакомились с программой-технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего дошкольного возраста в часть, касающуюся социально-коммуникативной области. Занятия по программе проводятся раз в неделю. (Слайд 4) Требования СанПин позволяют нам, начиная со старшего дошкольного возраста, проводить по одному занятию во второй половине дня хоть каждый день. Возможен вариант использования этой программы только педагогом-психологом.

Итак, это з анятия-путе­шествия . (Слайд 5)

«Как банально, - скажите вы, - занятия-путешествия». И вы будете не правы. Э то «воспитывающи е» путешестви я, в котор ых находит свое отражение диалог ре­бенка с миром. Путешествие - это не столько идея приключения, сколько наибо­лее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. (Слайд 6) Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое прожива­ние «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии.

Данная п рограмма состоит из диагностической и развивающей частей.

(Слайд 7) В начале программы можно провести «входную» ди­агностику - мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоци­ональной компетентности детей с помощью компьютерной программы «ДжиН 5+». Заключительный мониторинг прово­дится в конце второго года обучения. При необходимости в процессе обучения возможна и даже рекомендуется диагностика отдельных де­тей - участников программы.

(Слайд 8) В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков. Вы можете видеть их на слайдах. Первые два блока: навыки адаптации к образователь­ному учреждению и навыки общения со сверстниками - являются ба­зовыми для рассмотрения. (Слайд 9) Их отсутствие может говорить о неблагопо­лучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Педагог обя­зательно отслеживает их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нару­шение).

(Слайд 10) Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, - требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто не­достаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чув­ствами. (Слайд 11) Здесь необходима большая подготовленность взрослых к ра­боте с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способ­ности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собствен­ным личностным границам и границам других людей.

(Слайд 12) Данные навыки ведущий может отслеживать на примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попро­ситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втяги­вают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются чуткость и так­тичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведе­ния ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по-другому.

Развивающая часть пред­ставляет собой систематический курс занятий . Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социаль­ных навыков.

(Слайд 13) Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», - чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные простран­ства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безо­пасность, защита, чувство опоры и устойчивости - важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал себя в группе. Это и оформле­ние пространства занятий, и их содержание, и отношения педагог - ребенок.

Например, оформление: в помещении всегда во время занятий появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями или фруктами, снежинками или мандаринами, цветами или зелеными листочками (в зависимости от времени года). На листьях - фотографии с их именами. Дети любят каждый раз перед началом за­нятий находить сво ю картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» - вот такое утверждение непрерывности, повторяемости и предсказуемости, дающее ощущение безопасности. Вы сегодня это увидели на наших занятиях.

(Слайд 14) В программе очень важен ритуал приветствия, в котором также утверждается: «И Ваня - здесь, и Катя - здесь». Дети поют, взявшись за руки, про каждого присутствующего ребенка и ведущего. Хочется отметить, что это немудреное действие производит большое впечат­ление и на взрослых. Переживание «Я здесь» подкрепляется взглядом на тебя пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты - здесь». И тогда это уже не только - быть, но и - быть видимым другими.

(Слайд 15) Кроме ритуала приветствия для защиты и безопасности важно при­нятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не уни­жать, ничего не портить и не ломать». Вы это сегодня тоже увидели. Дети часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал приветствия, оформление пространства группы дают хорошую опору и чувство защищенности.

Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам нуждается в поддержке, что ему «слиш­ком громко, шумно, опасно», то они уже не будут чувствовать себя в безопасности.

(Слайд 16) В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства - можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться - все прини­мается (в рамках правила «никого не обижать»).

Еще раз подчеркну: роль спонтанного проявления чувств чрезвы­чайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, ис­пытывающий какое-либо чувство, сразу отвечает на него действием... Поэтому важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.

Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть упражнения, где много действий, которые освобождают ребенка от предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый ребенок проявляет себя по-разному. Кто-то особенно любит отказываться от еды, кому-то важно, чтобы его не поймали (ве­дущий спрашивает: «Тебя ловить?»), и всем без исключения важно, что взрослый все позволяет, все выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я - чувствую, это - я, меня принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они, даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт запечатлевается, и ребенок присваивает себе свои чувства. Это делает возможным формирование Я.

Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и внимательном отношении к тому, как это « Я » ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне вни­мательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чув­ствовать свою ценность не на основании того, что «...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней.

(Слайд 17) Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример ува­жительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает возмож­ность почувствовать и пожелать что-то свое, заветное, прошептав его в скомканный цветной листочек. Это вы сегодня тоже увидели на нашем занятии.

(Слайд 18) Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается, что дарить подарки - увлекательнейшее за­нятие. Можно нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И по­лучить в ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе. (Слайд 19)

Мне хочется акцентировать Ваше внимание вот на чем. Вначале может показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего возраста. На первый взгляд, набор упражнений и методик представляется слишком простым. Но авторы намеренно подходят к теме развития эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся распознавать в себя различные чувства и взаимодействовать с ними.

То, что занятие проходит раз в неделю, может показаться слишком малым и ненадежным вкладом в развитие эмоциональных и социаль­ных компетенций. Однако в ходе программы педагог (или психолог) ра­ботает не только с детьми, но и с воспитателями. Это позволяет под­держивать атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те аспекты взаимодействия с ребенком, которые по­зволят ему быть понятым и видимым. В этом случае речь идет уже о соз­дании такой образовательной среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития. Кроме того, повторяющееся раз в неделю в определенное время занятие задает ритм недели, который, в свою очередь, включается в годовой цикл. Это важно для пережи­вания ребенком безопасности и позволяет сохранить и развить игру, предложенную на занятиях. «Ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится пред­сказуемым». Часто дети продолжают играть после занятий по про­грамме в свободное время в группе или на прогулке.

(Слайд 20) Перед педагогом на ближайшие два года стоят предельно простые и вме­сте с тем довольно сложные задачи, главная из которых - научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то ти­пологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализиро­вать их открыто и непредвзято, безоценочно. Это и приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно начнет проступать целостный ребенок в его существе.

(Слайд 21) Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская инди­видуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для профессионального взрослого. (Слайд 22) Если нет открытого взгляда на ребенка, то, как может взрослый определить зону его индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного, но открытый любя­щему взгляду потенциал?

Сейчас наметилась тенденция ускорять детское развитие. Как будто ребенок не живет, а готовится жить, в то время как дошкольное детство является самостоятельным и самоценным этапом жизни. До­школьник не должен заниматься тем, что положено делать значительно позже, когда мозг уже способен делать это. Мы предлагаем выровнять количество уже имеющихся знаний о мире с количеством и качеством переживаний и ощущений в мире. Предлагаем не торопиться и доигрывать, доделывать все детские дела, пока не началась школа. Делать все то же самое, что и обычно, но, может быть, более тщательно и последовательно, переходя от более простых задач к более сложным, не нагружая детей тем, с чем справиться они еще не могут.

Можно сделать счастливым человека за счет увеличения его детского счастья и удовольствия пребывания в нем !

(Слайд 23) Если кого-то заинтересовала данная программа-технология, то на данном слайде можете ознакомиться с сайтами, где можно её приобрести.

(Слайд 24) Благодарю за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные технологии с оциализации дошкольников Кириши 2017 год Долина М.В., заместитель заведующего по ВР МДОУ «Детский сад №19»

Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей Родители озабочены интеллектуальным развитием детей в ущерб другим сторонам развития личности. Социальная активность детей постоянно прерывается контролем родителей. Отсутствие «дворовой» социализации не заменяется никем и ничем. Школа диктует дошкольному учреждению уделять основное внимание интеллектуальному развитию, а не развитию личности. Заорганизованность педагогического процесса в ДОУ не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. Воспитатели не владеют новыми педагогическими технологиями, такими как развивающее общение, создание проблемных педагогических ситуаций и т.п.

Систематический курс занятий-путешествий, которые посвящены формированию социальных компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые дошкольник в данный момент переживает. С.В. Кривцова «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия»

Е. Рылеева «10 игр для социализации дошкольников »

К лубный час; Ситуация месяца; Проблемная педагогическая ситуация; Социальная акция; Ежедневный рефлексивный круг; Д ети-волонтеры; В олшебный телефон; Развивающее общение. Н.П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации »

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми. А. Фабер, Э Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили »

http://www.obruch.ru Мы на YouTube «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников. «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» Автор: Скоролупова О.А., член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС ДО, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Российской Федерации «Методы развития детской инициативы в ДОО» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

Региональный семинар-практикум на базе МАДОУ «Детский сад № 6 «Тополёк»

10 марта 2017 года по инициативе Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России» и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области проведён региональный семинар-практикум по теме: «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» в рамках работы региональной стажировочной площадки по сопровождению реализации ФГОС ДО.

В работе семинара приняли участие 72 педагога, представляющих 4 муниципальных района Саратовской области и г. Саратов. Среди них – педагогические и руководящие работники дошкольных образовательных организаций, заместители заведующих по воспитательно-образовательной работе.

Участников семинара приветствовала председатель комитета образования БМР Бесшапошникова Л.В. Она отметила, что развитие соответствующих дошкольному возрасту эмоциональных и социальных компетенций у детей может и должно стать приоритетом работы детского сада. От имени Цикунова С.Ю., заместителя председателя областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России», приветствие педагогам передала методист Васичкина В.Н.

Педагогический коллектив детского сада на практике показал реализацию одного из главных положений Стандарта дошкольного образования и главную цель программы детского сада –позитивную социализацию.

Организаторы семинара поделились опытом работы по использованию технологий позитивной социализации:программа-технология С.В.Кривцовой «Жизненные навыки», технология Е.В.Рылеевой «Мы вместе» или «10 игр для социализации дошкольников». Участникам семинара были представлены мероприятия непрерывной образовательной деятельностив форме «воспитывающего путешествия» на темы«Идем к мечте», «Весы справедливости». Дошкольники представили результаты исследовательских проектов на тему «Польза и вред кока-колы», «Растения живые или нет?». Особенно запомнился этюд с участием детей, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Студия театрального мастерства» на тему «Давай мириться».

При подведении итогов семинара преподаватель Саратовского педагогического колледжа Скамаровская Т.В. высказала уверенность в том, что педагоги данного детского сада успешно реализуют Стандарт дошкольного образования по решению следующих задач: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Руководитель секции «Дошкольное образование» Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России»Салмова Л.Н. дала высокую оценку данного мероприятия и пожелала успехов педагогическому коллективу МАДОУ № 6. Педагогам и заведующему детского сада, представившим свой опыт в рамках семинара, вручены Почетные грамотыСаратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России».

Информация и опыт, полученные на данном мероприятии будут полезны педагогическим работникам дошкольных организаций.

Фото с мероприятия можно посмотреть

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

В.А. Сухомлинский.

окружающими.

  • Обогащение

​ −

​ −

​ −

​ −

Литература

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Обратившись к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:

  • Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
  • Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
  • Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
  • Развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
  • Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко МИ.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

​ − умение ребенка войти в детское общество:

​ − умение ребенка действовать совместно с другими;

​ − умение следовать и уступать общественным нормам;

​ − умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
  1. Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ № 27 – Стройкова Л.П.
    “Принципы взаимодействия” (приложение 1)
  2. Размышления о будущем ребенка (анализ анкетирования родителей).
    (приложение 2)
  3. Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему.
    (Алексеева О.А. – старший воспитатель ГБДОУ №27) (презентация 1)
  4. Дети говорят о семье и своем будущем.
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)
  5. Эвристическая разминка. (приложение 3)
  6. Деловая игра. (приложение 4)
    - индивидуальная работа
    - групповая работа над проблемой, обоснование выбора
    - межгрупповая дискуссия, общий вывод, обобщение
  7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете.

Выступление старшего воспитателя – Алексеевой О.А.

Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

Понять и помочь – основной принцип педагога;

Позитивное отношение к жизни;

Стремление к лучшему;

Формирование творческой активности;

Доброжелательное отношение;

Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

Создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

(слайд 9)

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказываютлица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели);

Общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада .

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

Недостаточно терпения, внимания у воспитателей к проблемам детей:

Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых...)

Педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Принятие и соблюдение принципов взаимодействия и развитие диалогического общения всех участников воспитательно-образовательного процесса

СРОК: постоянно

Установление продуктивного, поддерживающего, развивающего взаимодействия (полноценного социального) между педагогами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников учитывая выбранную стратегию через:

Разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей, гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

СРОК: апрель 2013г.

Включение родителей в педагогическую (просветительскую) деятельность