Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Что умеет ребенок в 5 лет мальчик. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет. Действия, которые родителям не следует совершать

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.



Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить – еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).


В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.


Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).


Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.



Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать



Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

В 4 года малыш воспринимает окружающий мир через инстинкты и его поведением управляют эмоции, в 4,5 его поведением руководит уже появившаяся логика. 6 лет станет особенным возрастом для ребенка и его родителей: придет пора усиленной подготовки к школе, а значит будет присутствовать и некое психологическое давление на ребенка. Чтобы этот процесс проходил менее болезненно, очень важно именно в возрасте 5 лет начать уделять должное внимание развитию малыша.

Наша статья поможет разобраться родителям, что должен знать и уметь ребенок в возрасте 5 лет и на что нужно обратить особое внимание.

Знания и умения ребенка в разных областях

Логическое мышление (мышление, память и внимание)

  • находить сходства/различия между предметами (5-6 различий или схожих признаков;
  • запоминать 7-9 картинок;
  • запоминать считалки и фразы;
  • заканчивать предложение (например, "Если стол шире дивана, то диван...");
  • собирать конструктор по инструкции;
  • складывать пирамиды;
  • собирать паззл, состоящий из крупных частей (2-4 части);
  • знать обобщающие слова, которые объединяют определенную группу (например, собака, кошка, хомяк - домашние животные);
  • находить лишнее слово в группе и находить пару предмету из группы;
  • знать ответы на некоторые вопросы и уметь ответить на них (например, "Может ли собака мяукать? Почему?", "Зачем птице крылья?" и т. п.);
  • подбирать противоположные по значению слова (например, сок сладкий - сок кислый, собака добрая - собака злая, прыгать низко - прыгать высоко и т. п.);
  • видеть, что не так нарисовано на картинке и уметь это объяснить (например, зеленое солнце, красная трава);
  • удерживать в поле зрения около 10 предметов;
  • повторить движение (или элемент рисунка);
  • играть в игры на внимание и реакцию (в начале договоритесь с ребенком, например, если он слышит название животного, то приседает, если цвет - хлопает в ладоши и т. д.);
  • должен, не отвлекаясь, выполнять задание (в течение 7-10 минут).

Математика

  • уметь определять, как расположены предметы (вверху, внизу, спереди, справа, слева и т. д.);
  • знать геометрические фигуры;
  • уметь делить фигуру на равные части;
  • знать цифры от 0-10;
  • считать предметы;
  • показывать нужную цифру при подсчете предметов;
  • показывать цифры от 1-5 в правильном и обратном порядке;
  • сравнивать количество предметов (иметь понимание, что значит меньше-больше и равно);
  • знать знаки плюс, минус, равно;
  • уметь уравнивать группы предметов, убрав лишний предмет в нужную группу (или наоборот);
  • писать цифры самостоятельно.

Моторика

  • застегивать пуговицы и молнии самостоятельно;
  • развязывать шнурки;
  • хорошо владеть ложкой и вилкой;
  • собирать крупные бусины на нитку;
  • рисовать неотрывные прямые линии;
  • рисовать линии внутри фигуры, не выходя за рамки;
  • раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходя за поля;
  • вырезать ножницами фигуру по контуру;
  • различать правую и левую руку.

Развитие речи

  • должен владеть порядка 1000 слов;
  • уметь выстраивать предложения из 7-8 слов (смысл должны понимать окружающие люди);
  • уметь использовать множественное число (конфета-конфеты, яблоко-яблоки);
  • описать предмет (лимон - желтый, кислый);
  • находить предмет по описанию;
  • понимать значение предлогов (между, перед, около, за, в и т. д.);
  • знать профессии, уметь объяснить, чем занимаются люди той или иной профессии;
  • знать дни недели и их последовательность (месяца);
  • уметь задавать вопросы и давать ответы (поддержание разговора);
  • пересказать сказку;
  • знать наизусть несколько стишков (применяя разную интонацию);
  • должен уметь рассказать о себе (назвать свое имя и фамилию, возраст, город, в котором живет);
  • уметь объяснять значения пословиц;
  • определять ударный слог;
  • знать гласные и согласные буквы;
  • уметь определять количество букв в слове;
  • отвечать на вопросы, которые касаются недавнего прошлого (например, "Что ты вчера рисовал?", "Что папа тебе подарил?" и т. п.).

Пять лет - это тот возраст, когда умственные и физические навыки даются ребенку с легкостью, при чем он сам тянется к новым знаниям и открытиям.

Обычно, к этому возрасту дети умеют решать простые задачки, писать буквы и читать по слогам. Для закрепления этих навыков купите малышу сборник упражнений и уделяйте внимание занятиям каждый день. Старайтесь, чтобы ваш ребенок как можно чаще обходился без вашей помощи и выполнял задания сам. Это научит его самостоятельности.

В 5 лет ребенок уже достаточно развит физически, поэтому самое время научить его кататься на велосипеде, плавать, кататься на лыжах и коньках, роликах. Познакомьте его с разными видами спорта. Сходите в бассейн, на каток, занятие танцами или пением. Так вы поможете найти талант или привить интерес к какому-нибудь творческому или спортивному занятию.

Уделяйте время различным настольным играм: они развивают моторику, память и мышление. По возможности привлекайте к игре других детей того же возраста. Во-первых, игра станет сложнее и увлекательнее, а, во-вторых, дети будут учиться общаться, слушать друг друга и договариваться.

До школы развитие ребенка проходит крайне стремительно. Порой, мы не можем уследить, насколько быстро маленький человечек получает новые знания и навыки. На основе некоторых тестов специалисты определяют, насколько ребенок развит в физическом и умственном отношении и соответствуют ли показатели его возрасту.

Воспитание и развитие ребенка 5 лет.

Воспитание и развитие детей 5 лет постепенно подходит к подготовке перед испытаниями, которые ждут его в школе.

В этом возрасте познавательная активность практически достигает своего пика, ребенок может запоминать и воспроизводить большой объем различных данных.

Развитие ребенка в 5 лет.

  • Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.
  • В возрасте 5 лет в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах. Главная помощь родителей для развитии внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.
  • Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.
  • откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша. В возрасте 5 лет в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение).
  • Музыкальные занятия влияют на всестороннее развитие личности. Занимаясь ежедневными ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус.
  • На детей дошкольного возраста влияет и социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность.
  • В психологическом воспитании и развитии ребенка 5 лет не малую роль играет сюжетно-ролевая (игровая) деятельность, она является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Практика показывает, что принудительные занятия приводят к полному уничтожению желания узнавать новое. Однако минимум знаний должен присутствовать. Что знает ребенок в 5 лет, и какими навыками обладает по статистическим данным?

Что должен знать ребенок в 5 лет.

  1. Цифры от 1 до 10. Он должен уметь распознавать графические изображения представленных цифр.
  2. Решает простые примеры на сложение и вычитание. Стоит ограничиваться 1-2 единицами.
  3. Знает, каким образом выглядят геометрические фигуры, и может их самостоятельно воспроизвести на бумаге и в воображении, а также разделить на равные части.
  4. В этом возрасте ребенок способен воспроизвести подавляющее большинство букв, а также назвать слово, которое начинается на ту или иную букву. Лучшая ситуация, когда малыш может сам написать букву.
  5. Чтение по слогам нельзя назвать общепринятой нормой. Это, скорее, исключение из правил, некая положительная девиация.
  6. Приветствуется знание основных цветов и умение их различать.
  7. В 5 лет среднестатистический ребенок должен знать: дни недели, названия месяцев и времен года, а также названия пальцев. Допускается ситуация, когда он не по порядку их называет.
  8. Может решить простые загадки.
  9. Без вашей помощи собирает паззл, состоящий из 10 элементов.
  10. Находит «лишний» предмет из группы, выявляет взаимосвязи между событиями и предметами.

Особенности воспитания детей 5 лет.

В вопросах воспитания детей 5 лет есть некоторые особенности. Родителям важно понимать, что воспитание и развитие ребенка 5 лет предполагает работу с некоторыми стереотипами поведения.

  • Он достаточно много знает и умеет, еще рассеяны. На этом этапе вам постоянно придется напоминать ему, что он должен с утра умыться, почистить зубы, застелить постель и т. д. Запаситесь терпением, нужно выработать последовательность бытовых действий.
  • В возрасте 5 лет логическое мышление только начинает зарождаться. Решения могут быть не всегда правильными, стоит понимать, что в этом случае логика весьма своеобразна. Нужно поправить его, если он делает ошибки. Со временем он всему научится.
  • На этом этапе развития, специалисты рекомендуют как можно больше читать вашему ребенку, отдавайте свое предпочтение познавательной литературе для малышей.
  • В этом возрасте ребенок очень коммуникабелен: делится игрушками с друзьями, легко заводит новые знакомства. К сожалению, иногда специалисты . Как только факт будет выявлен, нужно будет разобраться в причинах и правильно их отработать. Разумеется, вопрос не касается ситуаций, когда нужно дать сдачи.
  • В возрасте 5 лет дети должны научиться принимать самостоятел

    ьно какие-либо решения . При этом родители могут контролировать этот процесс, оставляя выбор в определенных рамках. К примеру, не спрашивать хочет ребенок чего-либо или нет, а дать вариант между одним и другим.
  • Особенности воспитания детей 5 лет показывает, что особенно эффективным будет метод «кнута и пряника». «Пряник» – это просто. Малыш ведет себя хорошо – поощрение. А вот с «кнутом» сложнее. Далеко не все родители до конца осознают, как правильно им пользоваться.
  • Рекомендуется в большинстве случаев прибегать к психологическому воздействию в форме наказания. Отличным решением будет выражение нежелания общаться с ребенком. «Ты меня не слушаешь, и я тебя не буду». В этом случае ребенок сам быстро выйдет на контакт, осознав свою ошибку. Учитывая особенности воспитания детей 5 лет, к стоит прибегать в исключительных случаях, чтобы не нарушить

Режим питания ребенка 5 лет.


В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита. Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи, фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;

Дети в возрасте пяти лет активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие скелета и мышц.

Аноним

У моей старшей дочери (5,5 лет) наблюдается повышенная тревожность и нервозность. Выражается в сосании пальца, беспокойном засыпании, ночных страхах, психах (извините, за просторечье) при запретах и ночном энурезе. Первые проявления начались в 1 год и 5 месяцев, когда родилась средняя дочь (всего трое детей). Невролога начали посещать в два года (когда поняли с мужем, что самостоятельно любовью и лаской и балованием вопрос не решить). Невролог прописал нам несколько курсов. Все исправно выполняли. В 4,5 года нам диагноз сняли. Ребенку, действительно, стало лучше (до этого мы еще выдергивали волосы. Представьте картину: большой палец одной руки во рту, а другой с боку она дергает себе волосы...((() Мы с мужем ее очень любим. Папа активно участвует в жизни ребенка, гуляет, водит на занятия, занимается дома. Семья спокойная, мы не кричим и не шлепаем детей. Применяем советы итальянского психолога Даниэлле Новара. Как помочь еще ребенку?

13

Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому : оно должно быть сбалансированным и качественным.

В рационе ребенка должно быть как можно меньше вредных продуктов – сладкого, мучного, жареного, острого и жирного. А вот овощей, свежих и тушеных, а также домашних супов, котлет и компотов – как можно больше.

Старайтесь не разрешать ребенку «кусочничать». Привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса вредна для пищеварительной системы.

Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается. Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие организма еще не завершилось.

Психологические особенности

Мышление пятилетки преимущественно образное, однако именно в этот период формируются предпосылки словесно-логического мышления. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями, он пытается анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать.

Кроме того, появляется целенаправленное планирование. Теперь ребенок может задать себе цель, разбить весь путь ее достижения на этапы, последовательно реализовывать свой план, корректируя его на ходу, если требуется. Действия ребенка уже не являются спонтанными, вызванными сиюминутными желаниями. Напротив, его поведение становится более осознанными.

Более осмысленно старший дошкольник начинает ориентироваться и в собственных переживаниях. Он понимает, что означает «Мне грустно», «Я радуюсь» и так далее .

При этом ребенок не только осознает свои эмоции в данный конкретный момент, но и способен их обобщать. Если у ребенка несколько раз не получилось красиво вырезать картинку, то он уже негативно оценивает свои способности в целом: «Я не умею вырезать».

Речь ребенка пяти лет внятная и четкая. Он может рассказать историю, описать предмет, перечислить его качества, дать свою оценку событию. Он хорошо рассуждает, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам.

Дети используют все части речи, в том числе наречия, предлоги и союзы, правильно склоняют существительные, употребляют будущее и прошедшее время, множественное и единственное число .

В целом, к пяти годам ребенок осваивает грамматическую структуру родного языка. Словарный запас продолжает расширяться.

Как играет

Главной деятельностью ребенка пяти лет остается игра. Помимо уже освоенных – сюжетно-ролевой и режиссерской – на этом этапе появляются игры с правилами, игры-соревнования и дидактические игры

Игры с правилами не подразумевают каких-либо ролей. Однако участие в них требует неукоснительного соблюдения определенных правил, которые оговариваются заранее и должны выполняться всеми участниками.

Обычно дети внимательно следят друг за другом, и на любое нарушение правил кем-либо из игроков реагируют замечаниями и протестом. Огорчаются они и в том случае, когда сами случайно нарушают правила. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте появляются первые формы самоконтроля.

Среди игр с правилами наиболее популярны такие подвижные игры, как «Прятки», «Классики», «Скакалки», а также настольно-печатные – разные «ходилки» с кубиками, «Шашки», «Домино» и так далее.

Особое место в жизни дошкольника занимают игры-соревнования, например, спортивные. Для участников таких игр главным стимулом является выигрыш – личный или командный.

Проигрывать дети дошкольного возраста, как правило, не любят и не умеют, и взрослые зачастую искусственно создают ситуацию «Победила дружба». Тем не менее, ребенка нужно научить принимать разные исходы игры. Именно так у детей формируемся мотивация достижения успеха.

Дидактические игры используются как средство . Такие игры организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств или умений. «Посмотри и запомни», «Что исчезло», «Что лишнее», «Назови одним словом» – примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

Как заниматься

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться предпосылки учебной деятельности. Конечно, ребенок учится с момента своего рождения: хватать предметы, ходить, говорить. Но происходит это как бы спонтанно, по программе, заложенной природой. И лишь к пяти годам ребенок способен эффективно обучаться по специальным педагогическим методикам.

Существует огромное количество программ дошкольного образования. Они могут реализовываться как в детских садах, центрах развития, так и родителями дома.

При выборе конкретных пособий следует ориентироваться не только на предметное содержание – счет, чтение, письмо, иностранный язык и прочее. Существенное значение имеет то, насколько программа отвечает потребностям самого ребёнка.

Занятия должны включать в себя разные игровые компоненты, и обязательно – подвижные упражнения. Следует помнить – ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание на одной деятельности не более 15-20 минут.

Рисование, лепка, конструирование – все эти виды деятельности, как и ранее, должны обязательно присутствовать в жизни дошкольника. На данном этапе в них гораздо чаще реализуется собственный замысел ребенка, нежели заданный взрослым образец.

Однако роль взрослого по-прежнему важна: он знакомит ребенка с различными материалами для творчества, демонстрирует новые технические приемы, все чаще привлекает к своей, «взрослой» творческой деятельности.

Покажите ребенку, что кроме цветных карандашей, фломастеров и красок, для рисования можно использовать художественную пастель и тушь . Вместо бумаги возьмите ткань, стекло или дерево. Попробуйте лепить не только из пластилина, но и из глины или воска. Посещайте вместе с ребенком разные мастер-классы – мыловарение, валяние из шерсти, гончарное ремесло.

Конструирование в этом возрасте начинает трансформироваться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное. Например, строит кормушку для птиц или мастерит елочное украшение. В процессе таких занятий у детей формируются трудовые навыки и умения пользоваться различными инструментами, совершенствуется мелкая моторика и развивается практическое мышление.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров -перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.