Заговоры. Амулеты и талисманы. Привороты. Нумерология

Что и почему уже поздно после трех? После трех уже поздно? Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:

  • ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
  • На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
  • Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли - большая ошибка!
  • 3 года - возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.
  1. Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
  2. Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
  3. Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
  4. Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
  5. Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
  6. Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
  7. Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
  8. Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться . Ссоры развивают навык общения.
  9. Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
  10. Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
  11. Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
  12. Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
  13. Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
  14. Заучивайте стихи. Это тренирует память.
  15. Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
  16. Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
  17. Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
  18. Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
  19. Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов - мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
  20. Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
  21. Развивайте мелкую моторику ребенка - лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка - на кончиках его пальцев».
  22. Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
  23. Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
  24. Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
  25. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.

Книга японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки.

Автор этой книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорождённых окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребёнка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

Несколько десятилетий назад теория Масару Ибуки перевернула традиционные представления о раннем развитии детей. Книга стала популярна во всем мире (её называют Book of the Century) и у неё появилось множество последователей. Основная идея заключается в том, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению. Главное - не опоздать.

Книга не даёт четких практических инструментов, как заниматься развитием детей, но она отвечает на главный вопрос «Зачем?». Зачем нужно заниматься развитием детей до 3 лет и почему это так важно для их будущего.

Глен Доман во вступлении к английскому изданию книги охарактеризовал её так: «Эта книга - одна из самых важных книг, когда- либо написанных. Я думаю, её должны прочитать все живущие на Земле родители».

Книга «После трёх уже поздно» стала очень популярной и в России. Практически все центры раннего развития включают книгу в число рекомендованных к прочтению в первую очередь.

Основные идеи книги «После трёх уже поздно» (краткое содержание)

  1. Самый важный период в развитии ребенка — до трех лет.
  2. «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения».
  3. Основная цель раннего развития — предотвратить появление несчастных детей.
  4. Недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях.
  5. Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать.
  6. Распознавательные способности детей становятся очевидными примерно к полугоду.
  7. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем возрасте может только погубить в нем талант.
  8. Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей.
  9. Ребенок обладает замечательной образной памятью.
  10. Логичное объяснение алгебры ребенку легче понять, чем кажущееся легким нелогичное решение.
  11. Даже пятимесячный малыш может оценить Баха.
  12. Шестимесячный малыш может плавать.
  13. Детский мозг, как губка, впитывает знания.
  14. Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
  15. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
  16. Иностранным языком можно овладеть на ранней стадии развития.
  17. Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха.
  18. Главное — окружение, а не гены.
  19. Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым.
  20. Сегодня ребенок будет совершенно другим, чем вчера.
  21. Влияние, оказываемое на ребенка в возрасте до трех лет, оказывает неизгладимое впечатление на всю жизнь.
  22. Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша.
  23. Младенчество — чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека.
  24. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.
  25. Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека — рискованное дело.
  26. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
  27. Готовых рецептов обучения младенцев нет.
  28. Почаще берите ребенка на руки.
  29. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  30. Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха.
  31. Общайтесь с ребенком.
  32. Не сюсюкайте с ребенком.
  33. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
  34. Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
  35. Глаза и нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  36. Только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  37. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
  38. Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери.
  39. Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом.
  40. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
  41. Общение детей между собой надо поощрять.
  42. Ссоры развивают у ребенка навыки общения.
  43. Воспитывать и приучать ребенка к дисциплине необходимо, пока ему еще нет года.
  44. Не высмеивайте ребенка в присутствии других.
  45. И похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
  46. Интерес — лучшее побуждение.
  47. Ребенку нравится все ритмичное.
  48. Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным.
  49. Интерес ребенка нуждается в подкреплении.
  50. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.
  51. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
  52. Развивайте у ребенка интуицию.
  53. До трех лет нет половых различий в воспитании ребенка.
  54. Говорите ребенку правду на половые темы.
  55. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно.
  56. Распорядок дня развивает чувство времени.
  57. Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет ребенок.
  58. Музыкальная гармония exit всего усваивается в детстве.
  59. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания.
  60. Игра на скрипке развивает черты лидера.
  61. Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка.
  62. Заучивание стихов тренирует память.
  63. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  64. Ребенок — великий имитатор.
  65. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
  66. Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше.
  67. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек..
  68. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
  69. Не стоит убирать подальше то, что может быть опасно для ребенка.
  70. У ребенка свое собственное представление о порядке.
  71. Предоставьте ребенку наблюдательный пост.
  72. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
  73. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
  74. Лепка, вырезание узоров из бумаги, складывание бумажных фигур развивают задатки ребенка.
  75. Играйте по ролям.
  76. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
  77. Тренируйте левую руку так же, как и правую.
  78. Детям полезна ходьба.
  79. Двигательные способности также нуждаются в тренировке.
  80. Чем раньше начать занятия спортом,. тем лучше результаты.
  81. Для ребенка работа и игра — одно и то же.
  82. Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду.
  83. Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег.
  84. Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание.
  85. Нет ничего важнее воспитания детей.
  86. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
  87. Учитесь у своего ребенка.
  88. Отец может вырастит из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности.
  89. Не насилуйте волю малыша.
  90. Не прерывайте воспитание ребенка.
  91. Дети — это не собственность родителей.
  92. Неуверенность матери — во вред ребенку.
  93. Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку.
  94. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя.
  95. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
  96. 21-й век будут строить те, кто доверяет другим.
  97. Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками.

Название книги "После трех уже поздно" настолько широко известно молодым родителям, что давно уже стало крылатым выражением. Но при этом далеко не все читали саму книгу, которую японский предприниматель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука написал в далеком 1971 году. А между тем, принципы воспитания, продвигаемые в книге, и сегодня не утратили своей актуальности. В помощь родителям, которые хотят получить представление о содержании книги, но не имеют времени или желания читать ее целиком, портал Материнство публикует художественный конспект, предоставленный проектом SmartReading .

ЧАСТЬ 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

1. Важный период

Детский сад — это уже поздно

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы было больше радости в его жизни и в мире.

Структуры мозга формируются к трем годам

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Легко сделать ошибку, предоставив ребенка самому себе

Даже сегодня многие психологи, педагоги и родители полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей.

Между тем все может быть сделано по-другому. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо чаще бывать с ним и ненавязчиво и мягко предлагать различные занятия, а когда он начинает развиваться и подрастать, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем могут только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

2. Что может маленький ребенок

Для ребенка проще запомнить «голубь», чем «девять»

Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализом, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, — способность младенца узнавать лицо своей мамы.

В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей Ассоциации раннего развития. Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». В отличие от абстрактных слов, таких как «девять».

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха

Было проведено исследование, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! И на самом последнем месте оказались детские песенки.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию?

Шестимесячный младенец может даже плавать

Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. И важно не то, что маленький ребенок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребенок. Плавание — это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы.

Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

ЧАСТЬ 2. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА

Главное — окружение, а не гены

Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям. Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем.

На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего восемь лет.

Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

ЧАСТЬ 3. ЧТО ПОЛЕЗНО МАЛЫШУ

Готовых рецептов обучения младенцев нет

Подробные советы, которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе которых любая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка.

Почаще берите ребенка на руки

Малыш обижен, но мама берет его на руки, и он перестает плакать и улыбается. Кому не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз.

Так у ребенка может выработаться привычка добиваться плачем исполнения своих желаний — пугают родителей. Так ли это?

Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его с самого начала общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бойтесь брать ребенка с собой в постель

Можно найти новый смысл в привычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним, а споете ему песенку, это окажет положительное развивающее влияние на ребенка.

Даже час занятий в день приводит к удивительным результатам

В книге «Революция в воспитании младенца», изданной в Америке, описан эксперимент по обучению в бедных районах 30 малышей в возрасте 15 месяцев. Каждый день, кроме воскресенья, учитель проводил с ребенком один час, играя и разговаривая с ним.

Результаты тестов, полученные, когда этим малышам уже исполнилось два года и три месяца, показали, что «уровень интеллектуального развития», и особенно уровень развития речи, у этих детей был явно выше, чем у их сверстников, не участвовавших в эксперименте.

Мы иногда даже не подозреваем, что в мозгу ребенка уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Не сюсюкайте с ребенком

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». Общайтесь с малышом на «взрослом» полноценном языке, и вы сделаете неоценимый вклад в его развитие.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выражение его лица подавленное и беспокойное.

Очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.

Отец должен чаще общаться со своим ребенком

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто.

Быть настоящим другом и помощником жене — разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.

Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Общение детей между собой надо поощрять

Малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, папой, братьями и сестрами, но и с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на уровне развития интеллекта у детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры развивают у ребенка навыки общения

Часто говорят, что человек — продукт общества и что он не может жить вне его. Примерно в два года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут-то он впервые узнает, как взаимодействовать в группе. Когда он мирно играет с другими и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.

У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

Ребенка надо хвалить, а не ругать

Из двух методов — поощрение и наказание — последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытое неповиновение. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя!» — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он под-растет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал!» — затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

ЧАСТЬ 4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

1. Стимулирование и стремление к порядку

Интерес — лучшее побуждение

Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание чего-либо, если условия для этого не созданы.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным

Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хорошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои.

Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству.

Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка

Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте.

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.

Развивайте у ребенка интуицию (шестое чувство)

Если говорить серьезно, интуиция — важное условие любого значительного достижения. Все великие изобретатели полагались на свою интуицию, несмотря на свои огромные знания и опыт. Интуиция перекрывает все пять чувств и, таким образом, является самым древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют «животным инстинктом», выходящим за рамки логики и здравого смысла.

Ребенок до трех лет редко способен логически мыслить и в основном полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума.

Говорите ребенку правду на половые темы

Половая жизнь — это сфера инстинктов, почему же надо скрывать от ребенка правду до определенного возраста, а затем вдруг начинать говорить об этом. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают эту тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу.

2. Воспитание характера в младенчестве

Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания

Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость — это не одно и то же. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание. Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами.

Раннее развитие развивает черты лидера

Качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Эти же качества воспитываются и различными занятиями с детьми. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети, родители которых уделяли внимание их интеллектуальному развитию с самого раннего детства, — это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении.

Заучивание стихов тренирует память

В нашей экспериментальной школе воспитания талантов хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные — они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: «Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку».

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

Если у ребенка в мозгу, который пока еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.

Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок ее слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

Как мы уже не раз утверждали, уроки игры на скрипке или занятия иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребенка гения, но главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном.

3. Творчество и навыки

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

Многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: «Держи карандаш вот так!», «Яблоки должны быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка?

Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то тем самым вы помешаете развитию его творческих способностей.

Стандартная бумага для рисования — стандартный человек

Прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.

Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что ребенку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает воображение ребенка.

Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка

Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Таким образом, если хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта.

Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Игрушки должны быть ценными

Наборы деталей, из которых дети могут собрать игрушку сами, — это великолепный воспитательный прием. Он включает в себя «радость достижения», которой лишен ребенок, имеющий только готовые игрушки.

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивают творческие задатки ребенка

Оглянитесь вокруг — вы будете поражены, сколько существует простых игрушек, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур.

Эти материалы обладают одной общей характеристикой — они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего.

Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка

Главная цель таких занятий, как уроки музыки или иностранного языка, как мы уже не раз подчеркивали, это не столько научить ребенка чему-то, сколько развить его безграничные потенции. Этой же цели служат ролевые игры. Самое ценное в этих играх — это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

Детям полезна ходьба

Прежде чем вы начнете жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребенка, подумайте, как полезна ему ходьба.

В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление.

Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.

Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут реализованы.

Для ребенка работа и игра — это одно и то же

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре.

ЧАСТЬ 5. ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду

К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов.

Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение раннему развитию. При правильном интеллектуальном развитии в раннем возрасте ребенок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период его раннего детства, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.

Нет ничего важнее воспитания детей

«Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование. Теории теориями, но где взять время на их воплощение?» Матери часто реагируют на мои советы таким образом. Я убежден, что не следует отделять уход за ребенком от его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на него воздействие.

Некоторые матери считают, что должны работать ради ребенка, другие считают, что главное — накормить его. Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

Не насилуйте волю малыша

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач.

Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится как раз за пределами того, что мы называем образованием.

Дети — это не собственность родителей

Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится.

Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребенка игнорируется. Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах.

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми.

Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания.

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.


Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka


Kindergarten Is Too Late!


Масару Ибука


После трех уже поздно


Перевод с английского Н. А. Перовой



Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.


Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

Предисловие автора

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.


Масару Ибука

Часть 1
Потенциальные возможности ребенка

1. Важный период

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий». И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо – все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично «общественные»: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи, и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина – мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что «нет отсталых детей – все зависит от метода обучения». Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод «Воспитание таланта» доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и с самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему «раннего развития».

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.

Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти.

Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10–11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения.

Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.

Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца», «модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.


По словам Глена Домана – директора Института развития потенциальных возможностей человека, написавшего предисловие к книге Масару Ибуки «После трёх уже поздно», она является одной из наиболее важных книг, которые вообще были когда-либо написаны, и прочесть её должен каждый человек, который является родителем.

Автор книги уверен в способности маленьких детей научиться чему угодно, и приводит свои доводы на тему того, как воздействует на новорождённых окружающая среда. То, что взрослые осваивают с большими трудностями, дети выучивают запросто – нужно только использовать особые приёмы, о которых также идёт речь в книге. Самым главным же является умение своевременно начать помогать ребёнку осваивать новый опыт, а сделать это может только тот, кто находится рядом с ним.

Данная работа адресована всем родителям, желающим показать своим маленьким детям мир новых удивительных возможностей.

О Масару Ибуке

Масару Ибука – японский предприниматель и менеджер, сооснователь корпорации «Sony», человек, чьи инженерные идеи помогли стать Японии одним из лидеров в области электроники и технологий, и создатель инновационных детей раннего возраста.

Вопросами развития детей Ибука занялся по причине того, что его собственный ребёнок запаздывал в умственном развитии. Приобретя опыт в процессе его воспитания и обучения, а также прибегнув к помощи специалистов, автор создал несколько организаций – «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов». Затем была написана и книга «После трёх уже поздно», ставшая бестселлером и нашедшая отклик в сердцах и умах множества читателей по всему миру.

Краткое содержание книги «После трёх уже поздно»

Книга состоит из вступления, предисловия и пяти частей. Первая часть посвящена потенциальным возможностям ребёнка. Вторая часть рассказывает о влиянии раннего опыта. Третья повествует о том, что полезно для малыша. В четвёртой части раскрываются принципы воспитания. И из пятой части вы узнаете о том, чего не следует избегать в процессе воспитания.

Конечно же, мы не станем пересказывать вам всю книгу (будет гораздо лучше, если вы прочтёте её сами), но всё же позволим себе рассказать о некоторых показавшихся нам интересными и важными моментах.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Благодаря исследованиям и физиологии мозга удалось выяснить, что ключом к развитию умственного потенциала ребёнка является его собственный познавательный опыт в первые три года жизни, пока развиваются мозговые клетки. Нет детей, родившихся гениями, и нет, родившихся дураками. Основное значение имеет стимуляция и степень развития мозга на начальном этапе жизни, а это и есть период до трёх лет. Заниматься воспитанием в детском саду уже становится поздно.

Единственной целью раннего развития является предоставление ребёнку такого образования, которое позволит ему иметь глубокий ум и здоровое тело, а также сделает его сообразительным и добрым.

Множество родителей и специалистов считают, что сознательно обучать маленького ребёнка – неправильно, т.к. информационный переизбыток негативно сказывается на детской нервной системе. Однако, отправляя детей в детский сад, они сразу же отказываются от своей позиции, становятся строгим и предпринимают попытки чему-то научить детей. Но следует делать иначе, а именно: заниматься с ребёнком в первые годы жизни и оказывать родительское влияние.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители.

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Часть 3. Что полезно малышу

Для начала важно сказать, что каких-либо готовых схем по обучению младенцев не существует. Советы, предлагаемые в книге, являются только идеями, руководствуясь которыми любая мама может либо принять, либо отвергнуть какой бы то ни было совет по воспитанию.

Необходимо как можно чаще носить ребёнка на руках, т.к. это доставляет ему массу положительных эмоций.

Не нужно бояться брать малыша с собой в постель, т.к. это исключительно благоприятно сказывается на его умственном и психическом развитии.

Занимайтесь со своим ребёнком хотя бы час в день, и вы заметите, что степень его интеллектуального и заметно повышается.

Ни в коем случае не нужно с ребёнком сюсюкаться, т.к. использование во время общения с малышом «детского» языка существенно замедляет его развитие.

Необходимо развивать в ребёнке способности к рассуждению, оцениванию и восприятию. Делается это только посредством того, как взаимодействую родители, чем они занимаются, как чувствуют, как общаются с ребёнком и т.д.

Как можно чаще с ребёнком должен общаться отец, ведь именно он способен играть роль и друга и помощника, как для супруги, так и для ребёнка. Помните, что одни только материнские усилия не способны помочь достижению в семье гармонии.

Ребёнка необходимо хвалить, а не ругать, даже если наказание кажется вам наиболее эффективным методом. Наказание способно стать причиной противоположной реакции. Но и к похвале следует подходить очень осторожно.

Часть 4. Принципы воспитания

Среди принципов воспитания можно выделить следующие:

  • Вы должны стимулировать и направлять ребёнка к порядку. Здесь необходимо учитывать, что лучшим побуждением для ребёнка всегда будет интерес; интересное всегда будет казаться ребёнку правильным, а неинтересное – неправильным; повторение является лучшим способом стимулирования интереса; фантазии и воображение ребёнка развивают . Также имейте в виду, что нужно развивать у ребёнка и всегда говорить правду на тему секса.
  • Вы должны воспитывать характер ребёнка в младенчестве. Этого можно добиться при помощи обучения игре на скрипке, заучивания стихов и окружения малыша только самым лучшим, что у вас есть. Помните о том, что раннее развитие формирует черты, а успехи в чём-то одном прибавляют уверенности в других начинаниях.
  • Вы должны развивать в своём ребёнке навыки и творческое мышление. Давайте как можно чаще малышу карандаши, игрушки покупайте выборочно и не допускайте их переизбытка, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось. Не обязательно убирать подальше всё, что может быть для ребёнка опасно (соблюдая осторожность, естественно). Пусть ваш малыш занимается лепкой, вырезает узоры из бумаги и складывает различные фигуры; играйте в – всё это развивает задатки творчества. Не забывайте и о том, что детям крайне полезна ходьба, а необходимо тренировать как можно чаще.

Часть 5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее

Основные идеи последней главы мы приведём лишь тезисно:

  • Раннее развитие не является подготовкой к детскому саду
  • Ничего не может быть важнее воспитания детей
  • Не заставляйте ребёнка делать что-либо против его воли
  • Дети не являются собственностью родителей

Подробное разъяснение вышеназванных тезисов вы найдёте в книге.

Послесловие

В послесловии автор выражает свою искреннюю надежду на то, что книга «После трёх уже поздно» станет для читателей способом не только провести время приятно, но ещё и полезно, а также на то, что читатели смогут прочувствовать всю важность своевременного развития своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда имеют возможность создать самые лучшие условия для развития своих детей, но это не должно становиться проблемой. На сегодняшний день на территории России функционирует более 40 специализированных профессиональных бэби-клубов, где дети развиваются полноценно, а за основу взяты идеи Масару Ибуки. Хотя, конечно, отдавать своего ребёнка в такой клуб совсем необязательно, но тогда вы должны будете приложить максимум усилий, если хотите, чтобы процесс развития вашего ребёнка был полноценным, гармоничным и качественным. И первый шаг на пути к этому – прочтение данной книги.